Автомобильный портал - Фаворит
  • Главная
  • Кузов
  • Может ли ук выставлять счет за электроэнергию. За коммунальные услуги можно платить напрямую поставщику

Может ли ук выставлять счет за электроэнергию. За коммунальные услуги можно платить напрямую поставщику

В некоторых многоквартирных домах электросчетчики устанавливают на лестничной площадке. Со временем оборудование выходит из строя и его необходимо заменить. Также это требуется при поломке.

Кто должен менять прибор в подъезде и кому за это платить? Ведь если работу выполнить самостоятельно, то возникают проблемы с законом.

Прибор, который находится на лестничной площадке, принадлежит всем жильцам. Именно по нему учитываются показания электроэнергии.

Зачем нужна замена

Каждый сертифицированный электросчетчик имеет свой период эксплуатации. Если бытовые устройства можно использовать до окончания этого периода, то для оборудования учета света это не пройдет. Обычно замену производят из-за поломки прибора. Но существуют и другие причины.

Замена требуется, если:

  • Были обнаружены неисправности;
  • Истек срок эксплуатации.

Хоть для потребителя с установкой нового счетчика ничего не изменится, все равно эту работу нужно выполнить. Из-за поломки оборудование не будет давать достоверные показания.

В итоге жильцам придется платить больше, чем они используют ресурсов. Приборы должны регулярно проходить плановую проверку. Это необходимо для контроля потребляемой электроэнергии, а также для своевременного устранения недостатков.

На все электросчетчики предоставляется гарантия, в которой указан максимально допустимый период использования оборудования. В течение этого времени прибор может работать без перебоев.

Менять счетчики должна управляющая компания. Перед этим оборудование обязательно проходит проверку. Это позволяет зафиксировать время установки прибора в многоквартирном доме. Для жильцов должен быть выполнен перерасчет показаний.

Также проводится демонтаж или проверка, если на приборе повреждена пломба. После установки электросчетчика в квартире или в подъезде на конструкцию крепится свинцовая бляшка с тесненным изображением.

Если заметно повреждение пломбы, то это показывает, что конструкцию кто-то вскрывал. В некоторых случаях это делают для снижения показаний, чтобы меньше платить за электроэнергию.

Монтаж и проверку оборудования в любом доме должен делать только специалист. Он обязан проверить целостность и работоспособность оборудования, а потом подтвердить это документально.

Если была обнаружена сорванная пломба, то необходимо сразу обратиться в управляющую организацию. Нужно показать поврежденный прибор, иначе при проверке будет наложен штраф.

Пломба иногда срывается случайно, а если электросчетчик установлен в доме на лестничной клетке, то его может повредить кто угодно.

Кто этим занимается

Поскольку на потребителя часто накладывается обязанность оплаты счетов по замене электросчетчика, то появляются лишние расходы. Обычно перед пользованием услугами жильцы подписывают договор с поставщиком.

Чтобы определить, кто, в конечном итоге, обязан менять электросчетчик в многоквартирном доме, необходимо ознакомиться с договором.

Стандартное соглашение включает информацию о том, что установку оборудования оплачивает управляющая организация.

Если этих сведений нет, то платить за замену прибора должен потребитель, даже если электросчетчик находится на лестничной клетке. Достаточно часто бывает, что этот пункт отсутствует в договоре, и тогда этот вопрос приходится решать в суде.

В Гражданском кодексе указаны все нюансы, по которым решаются подобные вопросы:

  • Если квартиры приватизированы, то замену электросчетчика должен производить потребитель;
  • Для муниципального жилья все работы выполняет муниципалитет за свой счет.

На лестничной площадке располагается общий прибор для учета электроэнергии, поэтому все нюансы по его использованию прописаны в договоре. Собственникам необходимо приобрести сертифицированное оборудование, а потом предоставить его компании для проверки и внесения в базу данных.

Затем прибор возвращается владельцу, который должен оплатить замену оборудования. Работа выполняется профессионалом узкой направленности, поскольку ошибки могут привести к неправильной работе прибора.

Обычно управляющая компания имеет в штате мастера, который меняет электросчетчики. Он обязан выполнить проверку прибора и установить пломбу.

Кому же нужно платить?

В законодательстве указано, что управляющая компания должна выполнять замену электросчетчиков, поскольку она отвечает за исправность всех систем дома. Это относится и к муниципальным квартирам.

Необходимо помнить, что модернизация и реконструкция оборудования выполняется управляющей компанией. Но если же замена происходит по желанию жильца, то он должен оплатить услуги и покупку.

Если менять прибор приходится за свой счет, то установить его можно самостоятельно. Только эту работу следует выполнять знающему человеку.

Сначала нужно получить разрешение от поставщика электроэнергии, поэтому необходимо составить заявку. Если менять электросчетчик будет мастер, то за пломбирование необходимо внести платеж, обычно он достигает 300 рублей.

Выбор прибора

Многим жальцам счетчик приходится покупать самостоятельно. Он должен соответствовать требования безопасности и качества, ведь только тогда он прослужит долгий период. Электросчетчики бывают разных видов и менять их нужно на тот, который был установлен ранее.

Оборудование бывает электронным и индукционным. У вторых приборов есть 2 катушки напряжения и тока. Между ними присутствует магнитное поле, благодаря которому происходит вращение диска.

Счетчик достаточно надежный, и служит долгий период. Но он не имеет высокую точность и возможна погрешность.

Другой принцип работы имеют электронные приборы, которые все измерения показывают на индикаторе. В них есть микросхемы и нет вращающихся элементов. Оборудование имеет высокий класс точности и его можно настроить для работы с разными тарифами.

При покупке прибора необходимо учитывать следующие его характеристики:

  • Класс точности. От него зависит уровень погрешности. Обычно эта информация указана на табло. Раньше допускалась погрешность 2,5, но уже много лет этот уровень снизился до 2,0. Поэтому больше подходят индукционные счетчики, хотя многие электронные модели имеют погрешность 0,5-1;
  • Многотарифность. Она предполагает несколько режимов работы с учетом времени года и суток. Такая политика позволяет экономить или оплачивать электроэнергию по низким ценам. Этой характеристикой наделены электронные счетчики;
  • Межповерочный интервал. Устанавливает промежуток времени, после которого требуется проверка прибора. Эта характеристика указана в паспорте. В этом плане лучше приобретать индукционное оборудование.

Счетчики производят из разных материалов и комплектующих. Для электронных применяются детали азиатского производства, которые не соответствуют отечественным нормам. В этом случае нет гарантии длительного срока службы.

При покупке нужно ознакомиться с условиями использования, ведь каждое оборудование может нормальное работать только при определенной температуре. Некоторые устройства предназначены для работы на улице, а другие в помещении.

Какой выбирать прибор, зависит от жильцов. Желательно устанавливать тот, который был до этого. Главное, чтобы он работал четко и правильно. А за остальные функции не стоит переплачивать, тем более что они могут не пригодиться.

Важно его соответствие всем критериям, чтобы не было претензий со стороны энергосберегающей компании.

Для подъезда и квартиры нужно выбирать только такой счетчик, который прошел сертификацию. Он должен быть разрешен для использования в России. После этого его обязательно ставят на учет, чтобы с него списывать новые показания.

Только с проверкой разрешается использование оборудования. Устанавливать его следует примерно на уровне 170 см от пола. Необходима регулярная проверка устройства, позволяющая выявить сбои. Вовремя поставленный прибор будет четко показывать потраченные ресурсы.

Бухучет в ЖКХ имеет ряд особенностей: особенную структуру расходов, множество видов взаиморасчетов, и даже управление домами осуществляется как коммерческими, так и некоммерческими организациями, учет в которых различен. Рассмотрим нюансы ведения бухгалтерского учета в сфере ЖКХ.

Бухгалтерский учет в управляющих компаниях

Управляющая компания (далее — УК) — коммерческая структура, которая создается с целью управления и содержания многоквартирных домов (далее — МКД) в надлежащем техническом и санитарном состоянии. Чаще всего УК не только предоставляет свои услуги по содержанию МКД, но и является посредником между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями.

Собственники квартир МКД самостоятельно выбирают форму управления: УК или товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ). Рассмотрим порядок бухгалтерского учета в каждом из них.

Бухгалтерский учет в фирмах ЖКХ не имеет отдельной законодательной базы. На основании норм ПБУ, методик, рекомендаций и разъясняющих писем Минфина компании ЖКХ самостоятельно разрабатывают способы ведения бухгалтерского и налогового учета и закрепляют их в локальном нормативном документе — учетной политике компании.

Алгоритм составления учетной политики см. в материале «Как составить учетную политику организации (2019)?» .

  1. Учет МПЗ.

Учет МПЗ ведется в соответствии с нормами ПБУ 5/01 и осуществляется с использованием счета 10 «Материалы». Поступление МПЗ фиксируется проводкой Дт 10 Кт 60 (71), списание — Дт 20 (25, 26) Кт 10 и оформляется требованием-накладной.

  1. Учет затрат.

Учет затрат ведется на основании ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н). Расходы, направленные на ремонт и обслуживание общедомового имущества, фиксируются в Дт 20 счета в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками, подотчетными лицами и т. д., проводками Дт 20 Кт 10 (60, 68, 69, 70, 71, 76 и пр.). При этом если УК содержит несколько подразделений, к каждому из которых относится большее или меньшее количество домов, то учет затрат нужно организовать в разрезе каждого подразделения и каждого дома. Пример структуры счета 20:

Затраты, относящиеся непосредственно к управлению каждым структурным подразделением, собираются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по статьям расходов: амортизация, оплата труда, страховые взносы, аренда и пр.

Все управленческие издержки на обслуживание аппарата управления относятся в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».

По итогам месяца сальдо 25 и 26 счета закрывается в Дт 20, а 20 распределяется в себестоимость продаж Дт 90.2.

  1. Учет взаиморасчетов.

Поскольку работа УК предусматривает несколько вариантов осуществления взаиморасчетов как с жителями МКД, так и с ресурсоснабжаюшими компаниями, то и нюансы их учета различны. Рассмотрим основной и самый распространенный из них, закрепленный в п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, когда УК является стороной договора о возмездном оказании услуг. В данном случае все поступления от собственников МКД относятся к выручке компании, а произведенные расчеты за ресурсы, услуги сторонних организаций и т. п. — к расходам.

Проводки в данном случае будут следующими:

Поступили коммунальные услуги от ресурсоснабжающей компании

Выделен входной НДС

НДС принят к вычету

Начислены платежи в УК потребителям

Начислен НДС

Списаны издержки

Поступили платежи от собственников

Оплата услуг ресурсоснабжающей компании

Если же УК получает из бюджета целевые денежные средства, например, на капитальный ремонт или иные дотации, то данные расчеты фиксируются на 86-м счете «Целевое финансирование».

Проводки:

  • Дт 50 (51) Кт 86 — получены целевые ДС из бюджета.
  • Дт 20 Кт 10 (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
  • Дт 86 Кт 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

Ситуацию с проведением капитального ремонта МКД в любом случае следует рассматривать особо в связи с нюансами налогообложения.

С одной стороны, в соответствии с законом «О внесении изменений в ЖК РФ» от 25.12.2012 № 271-ФЗ обязанность проводить капитальный ремонт оказалась возложена на собственников помещений в МКД; кроме того, собственники должны сами позаботиться о наличии средств на ремонт путем формирования фонда из ежемесячных отчислений. То есть коммерческая УК, собирающая обязательные взносы с жильцов для последующего проведения капремонта, оказывается стороной, получающей денежные средства по договору возмездного оказания услуг. Получается, что УК должна бы учитывать поступающие взносы на капремонт в составе выручки.

С другой стороны, только формируя фонд капремонта из взносов собственников МКД, УК по сути ничего не продает, работы не выполняет и даже агентского дохода от данной операции не имеет. То есть получаемые взносы на капремонт не удовлетворяют критериям дохода, изложенным в ст. 39 НК РФ. Следовательно, можно считать, что по спецвзносам в фонд капремонта УК не имеет реализации, т. е. в доход УК включать эти суммы не надо. А надо учитывать по аналогии с бюджетным целевым финансированием на счете 86. Несколько размытая формулировка содержится и в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК о том, что от налогообложения освобождаются целевые взносы на капремонт, произведенные в «управляющие организации». Размытость формулировки в том, что слова «управляющие организации» идут в перечислении всех возможных некоммерческих объединений собственников МКД.

Исходя из содержания ст. 170, 175 и 178 ЖК РФ (в редакции изменений, введенных законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ) жильцы, для формирования фонда капремонта, должны использовать отдельный счет либо в банке, либо у регионального оператора (о нем подробнее ниже). То есть если собственники МКД доверили своей УК открытие и ведение специального счета для накопления взносов на капитальный ремонт, то только тогда на УК распространяются нормы ст. 251 НК, и данные взносы не должны включаться в налогооблагаемую базу по прибыли в УК. Подобную позицию можно проследить в письме Минфина от 14.05.2015 № 03‑03‑10/27648 (доведено до сведения налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС от 04.06.2015 № ГД-4-3/9639@). При этом, разумеется, данные взносы на капремонт подлежат обособленному учету в бухгалтерии УК на отдельных субсчетах на 51 и 86, и собираемые средства не могут расходоваться не по назначению. Если же подобный расход все-таки имел место (например, потратили часть взносов на капремонт на текущие нужды УК), то такая часть уже будет отвечать всем критериям выручки для целей налогообложения.

УК также может заключить агентский договор по сбору платы за коммунальные платежи, в том числе и на капитальный ремонт, с региональным оператором — единым расчетным кассовым центром (далее ЕРКЦ). Чаще всего ЕРКЦ распределяет собранные суммы между ресурсоснабжающими организациями и УК, направляя на расчетный счет УК собранные ДС на капремонт и осуществление услуг по содержанию МКД. Учет с ЕРКЦ целесообразнее организовать на 76-м счете, открыв субсчет 5 «Расчеты с ЕРКЦ».

Блок проводок будет следующий:

  • Дт 51 Кт 76.5 — ЕРКЦ перечислил ДС.
  • Дт 76.5 Кт 62 — оплата ЖКУ собственниками МКД.

При этом если ресурсоснабжающие организации выставляют счета управляющей компании для сбора платежей, а ЕРКЦ оплачивает их напрямую организации ЖКУ, то между данными компаниями нужно произвести взаимозачет.

  • Дт 20 Кт 60 — поступили услуги от компании ЖКУ.
  • Дт 60 Кт 76.5 — проведен взаимозачет в части произведенной ЕРКЦ оплаты ресурсоснабжающей организации.
  • Дт 76.5 Кт 62 — ЕРКЦ передал сведения об оплате ЖКУ населением.
  • Дт 62 Кт 90.1 — отражена выручка.
  • Дт 90.2 Кт 20 — списана себестоимость.

В налоговом учете поступающие в УК средства (кроме средств для проведения капитального ремонта) подлежат включению в расчет налога на прибыль. Данные средства могут отнести к целевым и не учитывать при налогообложении прибыли и НДС (или УСН) только товарищества собственников жилья (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Особенности бухучета в ТСЖ

ТСЖ - некоммерческая организация, членами которой являются собственники квартир МКД. Создается данная структура также с целью эффективного управления, санитарного и технического содержания МКД.

Учет затрат и материалов осуществляется аналогично учету в УК. А вот поступают ДС:

  • как членские взносы участников ТСЖ;
  • целевое финансирование из бюджета;
  • коммерческая деятельность, осуществляемая с целью привлечения дополнительного дохода.

В связи с тем, что деятельность ТСЖ осуществляется по смете и не имеет своей целью извлечение прибыли, налогооблагаемый финансовый результат будет равен нулю при условии отсутствия дополнительной предпринимательской деятельности. А платежи собственников за услуги ТСЖ являются членскими взносами и относятся к целевому финансированию, учитываемому на счете 86 «Целевое финансирование». При этом входной НДС включается в состав затрат.

Чаще всего ТСЖ также осуществляет сборно-распределительную функцию между ресурсоснабжающей организацией и потребителями ресурсов (см. схему 1). Но поскольку ТСЖ не взимает комиссии за посреднические услуги, то эти средства также являются целевыми и учитываются на счете 86 «Целевое финансирование» (письмо Минфина от 29.10.1993 № 118), а коммунальные платежи отражаются транзитом через 76-й счет.

Начислены обязательные платежи за коммунальные услуги собственникам квартир МКД по смете

Закуплены материалы

Списаны материалы

Отражены затраты на закупку услуг, включая НДС

Затраты на управление ТСЖ

Заработная плата управленческого персонала ТСЖ

Поступили ДС от собственников МКД за потребленные услуги

Оплачены коммунальные услуги ресурсоснабжающих организаций

Взносы собственников направлены на погашение затрат за потребленные услуги

В вышеуказанном письме Минфина от 29.10.1993 № 118 для учета целевых средств рекомендуется использовать 96-й счет. Различия между счетами связаны с утверждением нового плана счетов приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н — 86-й является «правопреемником» старого 96-го счета.

Кроме уставной деятельности ТСЖ могут заниматься предпринимательством.

Бухгалтерский учет коммерческой деятельности ведется аналогично учету в УК, но прибыль от нее не распределяется между руководством или членами ТСЖ, а направляется на достижение целей создания товарищества (п. 4 ст. 50 ГК РФ). Проводка при этом составляется следующая:

  • Дт 99 «Прибыли/убытки» Кт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
  • Дт 84 «Нераспределенная прибыль» Кт 86 «Целевое финансирование».

Доходы и расходы от предпринимательской деятельности ТСЖ включаются в налогооблагаемую базу при налогообложении прибыли (или УСН).

Итоги

Бухгалтерский учет в сфере ЖКХ не регламентирован отдельными нормами бухгалтерского законодательства. В связи с этим компании самостоятельно разрабатывают порядок учета, основываясь на общих правилах и принципах ПБУ, инструкциях, методиках и поясняющих письмах Минфина и ФНС.

В жилищном кодексе изменения: теперь платить за свет, воду, отопление и газ можно той организации, которая поставляет эти ресурсы. Если заключить договор напрямую, то деньги от собственников уйдут сразу поставщику, а не на счет управляющей компании или ТСЖ .

Чтобы платить напрямую, нужно договориться с соседями и принять решение на общем собрании. Если все получится - сэкономите, уменьшите риск мошенничества со стороны УК и сможете получить от нее денег.

Как было раньше?

Заключить договор напрямую с поставщиком воды, газа или электроэнергии было нельзя. Управляющая компания выставляла счета, в которых сама указывала какие-то суммы, тарифы и нормативы. Собственники перечисляли всю сумму на счет УК , а та - поставщикам ресурсов.

Екатерина Мирошкина

экономист

В жилищном кодексе была возможность для оплаты напрямую, но не все могли ее использовать. Договор между собственником и поставщиком при этом все равно не заключался: прямой могла быть только оплата. Но теперь этот пункт уже не работает.

Чаще всего у дома есть управляющая компания или ТСЖ , которые выставляют квитанции и принимают деньги.

Некоторые управляющие компании работают честно: не завышают плату, перечисляют деньги вовремя и не искажают показания. Тогда собственники не переплачивают, а дом не числится в должниках у условного энергосбыта или водоканала.

Но есть нечестные УК . Они завышают показания, неправильно начисляют плату, а деньги от жильцов не переводят поставщикам ресурсов вовремя. Иногда такие УК даже воруют деньги, а потом банкротятся или пропадают. На доме висят долги, а разбираться с ними приходится собственникам или новой УК .

До сих пор жильцы не могли полноценно и оперативно контролировать платежи. Приходилось доверять управляющей компании, но это не всегда оправдано.

Что изменилось?

Теперь жильцы многоквартирного дома могут заключить прямые договоры с поставщиками ресурсов. Платежки за коммуналку им будут выставлять не управляющие компании, а энергосбыт, межрайгаз или водоканал - то есть те компании, которые подают в дом свет, тепло и воду.

Управляющая компания не будет получать денег за те услуги, которые сама не оказывает. Но эта возможность у жильцов не появится сама по себе. Чтобы заключить прямой договор по желанию собственников, этим нужно кому-то заняться.

На какие услуги можно заключить договор с поставщиком

Напрямую можно платить за все коммунальные услуги:

  1. Холодное и горячее водоснабжение.
  2. Водоотведение (то есть канализацию).
  3. Отопление всех видов.
  4. Энергоснабжение.
  5. Газоснабжение.
  6. Вывоз мусора.

Можно заключить прямые договоры на все виды услуг или только на вывоз мусора и отопление, в любом сочетании.

Заключить договор по желанию собственников квартир

Чтобы платить напрямую, нужно провести общее собрание собственников. Договор с поставщиком ресурсов заключается со всеми собственниками одновременно. Не будет такого, что одна квартира платит напрямую в энергосбыт, а другая - управляющей компании.

Если на общем собрании примут решение платить напрямую, это решение нужно направить поставщику ресурсов, например в местный водоканал. Тогда жильцы будут получать платежки от водоканала и деньги переводить тоже ему.

Перейти на прямой договор из-за долгов УК

Если управляющая компания или ТСЖ задолжали поставщику ресурсов деньги больше чем за два месяца, договор с ними могут расторгнуть принудительно. Для этого поставщик должен подать на УК в суд и выиграть его.

Водоканал или энергосбыт пришлют собственникам уведомление о расторжении договора с УК и заключении прямых договоров. Жильцам письменный договор заключать не нужно: отказ поставщика работать через управляющую компанию будет односторонним.

Уведомление о переходе на прямую оплату разместят где-то на видном для жильцов месте, опубликуют на сайте и напечатают в официальной местной газете.

Через месяц после такого уведомления договор с УК считается расторгнутым. Жильцы начинают платить напрямую. Управляющая компания больше не сможет выставлять квитанции за воду, газ и свет и требовать денег. А если она так сделает, ее можно штрафовать: хитрая УК заплатит собственнику в два раза больше, чем выставила в квитанции.

Кому жаловаться на качество коммунальных услуг

Даже при наличии прямого договора с поставщиками ресурсов жаловаться можно по-прежнему в управляющую компанию. По закону она обязана содержать в порядке все системы в доме, даже если за воду и газ жильцы платят не ей.

Если собственник найдет ошибку в квитанции или горячая вода покажется ему недостаточно горячей, можно обратиться в УК . Управляющая компания не может сказать: «С кем заключали договор, туда и идите», - она обязана принять обращение и отреагировать. Но нести ответственность за качество услуг по прямому договору будет поставщик, а не управляющая компания.

А вот за коммуникации в доме даже при прямых договорах отвечает управляющая компания. Если течет труба или проблемы с электрическим кабелем, можно требовать от управляющей компании все починить. Ссылки на прямой договор с поставщиком услуг в таком случае бесполезны.

Если собственник задолжал поставщику услуг

По соглашению с поставщиком управляющая компания может ограничить ему доступ к ресурсам. Отключить в квартире должников свет может электрик из энергосбыта, а может - из управляющей компании. Они договорятся, кто это сделает: закон позволяет.

Зачем тогда нужна управляющая компания?

Управляющая компания зарабатывает не на ресурсах, а на обслуживании дома и содержании общего имущества. Свои деньги она не потеряет: собственники будут платить ей по согласованным тарифам за текущий ремонт, уборку подъездов и другие услуги, которые есть в договоре на управление домом.

Даже заключив прямые договоры, вы все равно будет получать квитанции от управляющей компании и обязаны их оплачивать. Там просто не будут указаны те ресурсы, которые вы оплачиваете поставщикам.

Как заключить прямой договор с поставщиком услуг

Проведите общее собрание. Инициативу может проявить любой собственник. Собрание можно провести очно или с заочным голосованием. Для принятия решения нужен кворум - это более 50% от общего числа голосов.

Протокол собрания нужно отправить поставщику ресурсов. Дальше вам объяснят, что делать. Подписывать с каждым собственником документ на бумаге не придется: для прямых договоров будет типовая форма.

Обязанность по оплате электроэнергии, возникает у нанимателя жилого помещения с момента заключения договора социального найма, арендатора — договора аренды, собственника — оформления права собственности (ст. 153 ЖК).

По общему правилу счета на оплату должны оплачиваться своевременно до 10 числа каждого месяца, следующего за истекшим месяцем. Оплату за февраль необходимо произвести до 10 марта.

В случае неоплаты к должнику применяются меры воздействия. В данной статье рассмотрим кем и какие способы воздействия могут применяться, основания и порядок их применения.

Основанием для поставки электричества является договор энергоснабжения. Заключается, как правило, с гражданами, главной обязанностью которых является оплата используемого электричества.

Для ответа на поставленный вопрос целесообразно выделить участников отношений в рассматриваемой сфере.

Участники отношений в сфере энергоснабжения

Гражданским кодексом в договоре энергоснабжения предусмотрены две стороны: энергоснабжающая организация и абонент (потребитель). На практике же дела обстоят иначе. Дело в том, что существуют оптовые рынки электроэнергии и розничные. Аналогично ситуация обстоит и с производителями товаров. Движение товара осуществляется от производителя к продавцу, а затем к покупателю. Такой же принцип действует и в сфере энергоснабжения.

Участников отношений в сфере энергоснабжения можно разделить на 3 группы: производитель электрической энергии, поставщики электрической энергии (иногда поставщики по тексту будут именоваться поставителями) и потребители (абоненты).

Производителями электрической энергии выступают организации, осуществляющие выработку электрической мощности (например, ООО «Сибирская генерирующая компания»).

Поставителями электрической энергии выступают организации, осуществляющие услуги по передаче электричества (например, ОАО «Ульяновскэнерго»).

Потребителями электрической энергии выступают физические лица, использующие ее для бытовых нужд или юридические лица — для производственных нужд.

Данная статья предназначена для граждан, поэтому отношения между производителями и поставителями (между организациями) рассматриваться не будут.

К поставщикам электроэнергии относятся:

  • гарантирующие поставщики;
  • энергоснабжающие;
  • энергосбытовые;
  • сетевые организации;
  • исполнители коммунальных услуг.

Разница между указанными выше организациями заключается в обязанностях, и для граждан, в контексте рассматриваемого вопроса, не является существенной. Главной задачей поставителя является осуществить доставку энергии из точки «А» в точку «Б».

Как правило, договоры энергоснабжения заключаются с поставщиками электроэнергии.

Рассмотрим подробнее такого поставщика, как исполнителя коммунальных услуг.

Исполнителем коммунальных услуг является учреждение, осуществляющая обслуживание многоквартирного дома (управляющая компания, ТСЖ, жилищные и жилищно-строительные кооперативы). Управляющая компания (далее также УК) может заключать контракты на куплю-продажу электрической энергии непосредственно с производителем электроэнергии или поставителем. При наличии соответствующего контракта управляющая компания признается поставщиком.

Мы разобрались с участниками отношений и выяснили, что при наличии соответствующего контракта управляющая компания может являться поставителем электроэнергии. Необходимость изучения данного вопроса заключается в том, что принудительные меры к должникам могут применять именно поставщики электричества.

Кто имеет право принимать меры воздействия к должникам?

Поставка электричества осуществляется на основании договора. Сторонами по договору являются потребитель и поставщик, который может быть одной из указанных выше организаций, включая и УК. Право воздействовать на должника предоставлено контрагенту. Если договор энергоснабжения заключен с сетевой организацией, то меры воздействия вправе применять сетевая организация. Если договор заключен с УК, то соответственно УК имеет право на применение, установленного законом, способа воздействия к должнику.

Если гражданин не владеет информацией о том, какая организация является поставителем электроэнергии, то определяется это достаточно просто – по оплате счетов. Если счет за электричество приходит отдельно от остальных коммунальных платежей, то гражданин состоит в договорных отношениях с энергоснабжающей или иной организацией-поставителем. Если счет за пользование электричеством включен в общий счет по оплате услуг ЖКХ, то электроэнергию поставляет управляющая компания.

Забегая вперед отметим, что кроме поставителя, воздействовать на должника может собственник жилого помещения, если должник проживает на основании договора социального найма.

Какие меры воздействия применяются к должникам?

  1. Пени с прогрессирующей процентной ставкой (ст. 155 ЖК РФ).

Начисление пени происходит в следующем порядке:

  • до 30 дней после возникновения задолженности пени не начисляются;
  • с 31 дня по 90 день возникновения задолженности пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
  • с 91 дня образования задолженности пени начисляется в размере 1/130 рефинансирования ЦБ РФ.
  1. При наличии задолженности за 2 расчетных периода (2 месяца) поставителем частично ограничивается подача электричества . Частичное ограничение подразумевает сокращение мощности передаваемой энергии или полное прекращение подачи в определенные промежутки времени. Стоит отметить, что применение такой меры воздействия возможно при наличии технической возможности.
  2. Через 10 дней после введения частичного ограничения вводится полное ограничение подачи электричества . Полное ограничение подразумевает полное прекращение подачи электричества до погашения задолженности.
  3. Обращение в судебные инстанции . Если вышеперечисленные меры не принесли результата, то поставитель энергии вправе взыскать задолженность в судебном порядке. Стоит отметить, что кроме задолженности, взысканию подлежат пени и судебные расходы.
  4. Отдельно стоит отметить меру воздействия для граждан, проживающих по договорам социального найма. Помимо начисления пени, отключения электроэнергии их могут принудительно выселить из занимаемого помещения , предоставив взамен жилплощадь в общежитии (ст. 90 ЖК РФ). Стоит отметить, что такая мера воздействия применяется не поставителем электроэнергии, а собственником (государственный или муниципальный орган) жилого помещения.

Учитывая изложенное, управляющая компания вправе применить такую меру воздействия как отключение электроэнергии за неуплату, если она является поставщиком электричества. В других случаях отключение электричества осуществляется энергосбытовыми и другими организациями-поставщиками.

Из платежей, которые собственники квартир в многоквартирных домах вносят на счет управляющих компаний, Минстрой собирается исключить оплату коммунальных услуг. Отопление, электроэнергию, газ и воду жильцы будут оплачивать их непосредственным поставщикам.

Минстрой решил бороться с неплатежами по коммунальным услугам путем превращения коллективной ответственности в личную. Чиновники в Правительство ряд проектов, которые должны снизить существующую напряженность в этом вопросе. Журналисты выяснили , что Минстрой хочет исключить из цепочки платежей за коммунальные услуги управляющие компании, как ненужного посредника.

Поставщики получат деньги от потребителей

По задумке Минстроя оплату потребители коммунальных услуг и ресурсов будут осуществлять напрямую поставщикам этих услуг. Но новых строчек в их квитанциях появится не должно. Распределяться платежи будут на уровне банка. Заместитель министра строительства и ЖКХ, главный жилищный инспектор Андрей Чибис рассказал журналистам, что новые строчки в платежных документах смущают собственников и вызывают провалы в платежной дисциплине. Проблема неплатежей является сейчас одной из главных в отрасли: на сегодня поставщикам коммунальных услуг потребители задолжали около триллиона рублей. Кроме выделения персональных должников, чиновники думают над увеличением пени за услуги ЖКХ.

Эксперты отмечают, что в последнее время уже наметилось сокращение темпов роста просроченной задолженности граждан за коммунальные услуги ЖКХ. Такую тенденцию они связывают с введением пени за просрочку с начала 2016 года. Кроме того, положительные моменты чиновники видят в лицензировании управляющих компаний. Этот опыт они собираются в некоторой степени на ТСЖ, введя личную ответственность за некачественную работу для председателей таких обществ.

Эксперты согласны с чиновниками, что наличие «посредника» в лице управляющих компаний создает дополнительную почв для роста долгов. При прохождении платежей собственников квартир через банковские счета УК искусственно создаются задержки в расчетах с поставщиками, поскольку УК иногда используют поступившие средства для других целей. Если обеспечить переход к прямым отношениям собственников с поставщиками ресурсов, можно решить эту проблему, - считают эксперты.

Типовые договоры

Введение прямых договоров, на котором настаивает Минстрой России, позволит поставщикам самостоятельно работать с каждым из должников. Эти договоры должны быть типовыми, утверждать их форму и содержание должно будет Правительство, своим законодательным актом. Такой подход будет комфортен, как для потребителей, так и для поставщиков услуг, которые смогут самостоятельно организовывать расчетные центры и контролировать все расчеты.

Чиновники утверждают, что стоимость банковских комиссий при таком разделении платежей, измениться не должна. Ведь комиссия банка обычно зависит от суммы, а итоговая сумма в квитанциях не изменится. Банки с таким утверждением согласны и готовы, со своей стороны, содействовать «расщеплению» платежей, у крупных банков для этого уже разработано и функционирует специальное программное обеспечение, а также применяется единая нормативно-договорная база для всех участников системы расчетов.

Из всего вышесказанного следует, что уже в 2017 году порядок расчетов за услуги ЖКХ может существенно измениться. Главное, чтобы это не отразилось на их стоимости. Ведь по данным статистиков, уже при нынешнем уровне тарифов и зарплат, суммы по квартплате составляют от 25 до 30% бюджета средней российской семьи. У малообеспеченных слоев населения эта доля существенно выше.

Лучшие статьи по теме