Автомобильный портал - Фаворит

Евгения пепеляева. Евгений георгиевич пепеляев


В 1958 году окончил Военную академию Генерального штаба. Награжден орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (дважды), медалями. Автор книги "МиГи" против "Сейбров".


Родился 18 Марта 1918 года в городе Бодайбо Иркутской области в семье рабочего - железнодорожника. Окончил школу ФЗУ и 1-й курс железнодорожно - строительного техникума в Омске. Работал токарем в авиационных мастерских в городе Одесса, учился в аэроклубе. С 1936 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. С Декабря 1943 года участвовал в Великой Отечественной войне. В 1947 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава.

22 Апреля 1952 года за мужество и отвагу, проявленные в период Корейской войны, командиру 196-го истребительного авиационного полка Полковнику Е. Г. Пепеляеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1958 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1973 года Полковник Е. Г. Пепеляев - в отставке. Живя в Москве, работал в научно - исследовательском институте. Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (дважды), медалями. Автор книги "МиГи" против "Сейбров".

Эра винтовой авиации дала нам немало славных имен. Но время брало своё. В конце 1940-х годов реактивная техника пришла на смену винтовым машинам. Новая плеяда талантливых лётчиков подхватила эстафету мастеров воздушного боя периода Великой Отечественной войны. Одним из Асов, добившихся выдающихся результатов на реактивных самолётах, является Полковник Е. Г. Пепеляев, сражавшийся в небе Кореи.

Командуя 196-м ИАП, Евгений Пепеляев провёл 108 боевых вылетов (из них 101 боевой вылет в 1951 году), в 38 воздушных боях лично сбил 20 реактивных самолётов противника. Ещё 3 победы не вошли в его официальный счёт. Его полк наряду с 17-м ИАП был лучшим по итогам боевой деятельности, уничтожив в воздушных боях 108 американских самолётов, потеряв при этом 10 машин и 4 лётчиков.

Евгений Пепеляев родился 18 Марта 1918 года в городе Бодайбо Иркутской губернии. Окончил ФЗУ, первый курс Омского железнодорожного строительного техникума. В выборе пути первостепенным было влияние старшего брата - Константина, ставшего военным лётчиком, сражавшегося в составе славного 402-го ИАП и погибшего в воздушном бою над Ильмень - озером в 1941 году. До войны, переехав в Одессу к брату, Евгений добился приема в аэроклуб, после окончания которого поступил в Одесскую военную авиационную школу, которую окончил в 1938 году. Служил на Дальнем Востоке в 300-м ИАП. Летал на И-16, ЛаГГ-3.

Великую Отечественную войну встретил в должности заместителя командира эскадрильи. Как и большинство лётчиков, несших службу в восточных округах, Евгений рвался на фронт. Однако, в действующую армию ему удалось попасть только в Ноябре 1943 года, и то не надолго - на период боевой стажировки в 162-м авиаполку 309-й истребительной авиационной дивизии 16-й 1-й Воздушной армии 2-го Белорусского фроньа. Там Пепеляев летал на самолётах Як-7Б, совершил 12 боевых вылетов, провёл лишь 3 воздушных боя. Правда, побед не имел, поскольку попал в полк в период затишья и активных боевых действий в воздухе не велось.

Вернувшись со стажировки, Евгений Пепеляев продолжил службу в том же 330-м полку. В 1945 году эта часть входила в состав уже 254-й истребительной авиадивизии 10-й Воздушной армии, которая с началом Советско - Японской войны поддерживала войска 2-го Дальневосточного фронта. Дивизия действовала главным образом по наземным целям японцев, так как в воздухе противник сопротивления практически не оказывал. Особенно досталось вражеским коммуникациям и судам на реке Сунгари. В этих боях Е. Г. Пепеляев, будучи уже заместителем командира полка, совершил около 30 боевых вылетов на Як-9Т, уничтожив паровоз и потопив катер неприятеля.

Осенью 1945 года, сразу после окончания Второй Мировой войны, отношения СССР с бывшими союзниками стали весьма напряжёнными, особенно на Востоке. После ухода Советской Армии из Маньчжурии в китайских портах Желтого моря стали высаживаться американские войска. В ответ в Северо - Восточный Китай были вновь посланы части 6-й Гвардейской танковой армии и авиация, в том числе и 300-й ИАП, которым теперь командовал Пепеляев. Полк базировался в Мукдене. Его самолёты выполняли разведывательные полёты над пунктами высадки американцев. Это продолжалось до весны 1946 года, когда американцы, наконец, ушли. Вернулись в Забойкалье и наши войска.

Осенью 1946 года Пепеляева направили на Высшие лётно

Тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Закончив их в конце следующего года, он стал заместителем командира 196-го истребительного авиаполка ВВС Московского округа. Здесь Евгений осваивает новую технику, принимает участие в авиационных парадах и праздниках. Так, в 1949 году в Тушине Пепеляев впервые демонстрировал высший пилотаж на новом тогда Ла-15, а в следующем году вместе с В. В. Лапшиным подготовил встречный пилотаж на МиГ-15 - - один из самых рискованных и впечатляющих видов воздушного представления, когда сближающиеся с предельной скоростью самолёты расходятся в нескольких метрах. Предполагалось показать его на тушинском празднике, который, не состоялся из - за непогоды. Зрители увидели этот номер через год, но уже без Пепеляева.

В конце 1950 года, через некоторое время после начала Корейской войны 196-й авиаполк, под командованием Подполковника Е. Г. Пепеляева, отправили в Китай. В Январе 1951 года 196-й ИАП перебазировался на аэродром Дуньфын, где в течение 4-х месяцев проходил интенсивную подготовку к предстоящим боям. Затем последовала очередная смена дислокации: с 1 Апреля полк Пепеляева вместе с 176-м ГвИАП, также входившим в 324-ю истребительную авиадивизию под командованием И. Н. Кожедуба, прибыл на пограничный аэродром Аньдун (берег реки Ялуцзян). Основной задачей дивизии было прикрытие ГЭС и железнодорожного моста через реку.

Первый бой часть приняла в составе дивизии вечером того же дня. Тогда наши лётчики сбили два "Сейбра", но и сами потеряли два "МиГа". Пепеляев же открыл свой победный счёт в Мае. Он сбил F-86. Бой протекал весьма быстро: американский лётчик не заметил пепеляевский "Миг", когда тот зашёл сзади с ракурса 0/4. За это и поплатился...

Командир 196-го ИАП Е. Г. Пепеляев начал воевать в Корее на МиГ-15 с двигателем РД-45Ф 9-й серии Куйбышевского завода № 1 (серийный № 109025, бортовой № 925). Когда во второй половине Апреля 1951 года полк получил МиГ-15бис, Пепеляев пересел на самолёт 7-й серии Новосибирского завода № 153 (№ 0715368, бортовой № 768). С поступлением новых "МиГов" 13-й серии 153-го завода Пепеляеву достался самолёт № 1315325, изготовленный в начале Апреля 1951 года.

По воспоминаниям ветеранов 196-го полка, "МиГи" 13-й серии первоначально имели следующую окраску: "белый" (то есть - покрытый лишь бесцветным лаком) самолёт с корейскими опознавательными знаками в 4-х позициях (на хвостовой части фюзеляжа и нижних поверхностях плоскостей) и с четырёхзначным бортовым номером, первая пара цифр которого обозначала серию, а последняя - номер самолёта в серии.

Соответственно, пепеляевский "МиГ" имел бортовой № 1325. Позже на самолёты нанесли идентификационную окраску 324-й ИАД, каковой являлись красные носы фюзеляжей. Носы окрашивались до 4-го шпангоута, то есть до конца крышки носового отсека оборудования. При этом на левом борту первая цифра номера (единица) закрашивалась, а на правом - смывалась. Так "МиГи" 13-й серии получили трёхзначные бортовые номера. Соответственно № 1315325 сменил бортовой номер на "325", не менявшийся до окончания Корейской войны.

На "325-м" Пепеляев воевал до конца пребывания 324-й ИАД на Корейском ТВД, летая на нем практически постоянно за исключением дней, когда самолёт находился на регламентных работах или ремонтировался после боевых повреждений.

Потянулись фронтовые будни, наполненные ратными заботами и тревогами. Поначалу 196-й ИАП действовал на МиГ-15 с двигателем РД-45, а в Июне 1951 года был перевооружён уже на МиГ-15бис - новейший истребитель того времени, отличавшейся более мощными двигателями ВК-1 и эффективными воздушными тормозами. Перевооружение на эту модификацию стоило многих сил Пепеляеву и его непосредственному в то время командиру Кожедубу. В разгар боёв, в Августе 1951 года, ему присвоили воинское звание Полковник.

Пепеляеву приходилось руководить истребителями как с наземного КП, так и самому водить лётчиков в бой. Свою лучшую схватку он провёл в один из Сентябрьских дней 1951 года, когда ведомая им группа "МиГов" перехватила 12 самолётов F-94 "Старфайр" и сбила 7 машин, из них две - на счету комполка.

6 Октября 1951 года Пепеляев подбил "Сейбр", совершивший вынужденную посадку на территории, контролируемой северокорейскими войсками. В считанные часы машина была вывезена с места вынужденной посадки и вскоре эвакуирована в Советский Союз. Это был первый захваченный "Сейбр". Цена трофея была столь высока,

что, став предметом интриг, он в итоге не был засчитан Пепеляеву...

196-й ИАП пробыл на фронте до Февраля 1952 года. Последнюю свою победу Полковник Пепеляев одержал 15 Января, сбив очередной "Сейбр". Всего же с 1 Апреля 1951 по 1 Февраля 1952 года он совершил 108 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил 20 самолётов официально: один F-80 "Шутинг Стар", два F-84G "Тандэрджет", два F-94 "Старфайр", остальные - F-86 "Сейбр" и ещё 3 было незасчитано. Он имеет наивысшую результативность по формуле - количество побед на один боевой вылет - 0,19. За 5 вылетов он сбивал самолёт противника. В двух боях Пепеляев уничтожил по 2 самолёта.

Полк под его командованием уничтожил за это время свыше 100 вражеских машин различных типов. Правда, победы давались нелегко: в боях погибло 4 лётчика, было потеряно 10 машины. По итогам боев в Корее Евгений Пепеляев официально занял второе место среди Асов - истребителей, уступив первенство Николаю Сутягину, одержавшему 23 официальные победы. Однако, как выяснилось после выхода в свет воспоминаний Пепеляева о Корейской войне, ещё 2 сбитых им самолёта он записал на личный счет своего ведомого Александра Рыжкова. Таким образом, общим итогом боевой деятельности Аса стали 25 сбитых вражеских самолётов, с учётом всех неофициальных побед.

Среди причин успешной боевой работы своего полка Пепеляев называет высокую работоспособность и слётанность лётчиков, совершавших по нескольку тренировочных вылетов в сутки. "Керосина" на выучку не жалели, и это сторицей оправдалось в боях. Немаловажным представляется и тот факт, что полк лично курировал командующий авиацией МВО В. И. Сталин - жесткий и требовательный человек, толковый лётчик, командир почти с неограниченными возможностями.

Главным для лётчика - истребителя Евгений Георгиевич считает специфический талант, обретаемый от Бога, а из благоприобретённых качеств - "умение пользоваться глазами". Очень скромный и исключительно дисциплинированный человек, профессионал высочайшего класса, Пепеляев овладел искусством лётчика - истребителя как никто другой. Талантливый командир, он всегда был человеком чести - Офицером с большой буквы, хотя честь нередко становится антиподом карьеры.

22 Апреля 1952 года, после возвращения в Союз, Евгению Георгиевичу Пепеляеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В дальнейшем он служил в различных местах и на разных должностях. В 1958 году закончил Военную академию Генерального штаба. С 1973 года Полковник Е. Г. Пепеляев - в запасе. Всего за свою лётную жизнь налетал 2020 часов и освоил 22 типа самолётов, среди них реактивные истребители: Як-15, Як-17, Як-25, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Су-9. Летал он до 1962 года. В заключении хочется привести отрывок из воспоминаний Евгения Георгиевича, касающийся его лично:

Несколько слов о себе. В Рабоче - Крестьянской и Советской армии в общей сложности прослужил 37 лет, из них 16 лет в ВВС и 21 год в ПВО. На лётной работе находился 25 лет. Командовал авиаполком, авиадивизией. Списался в 1962 году, после того как в воздухе при большой перегрузке лопнул кровеносный сосуд слухового нерва правого уха. За свою службу никогда не просил должностей, званий и наград. Воинские звания от Младшего лейтенанта до Полковника, все ордена получил во время службы в ВВС, пять орденов и Золотую Звезду Героя за участия в боевых действиях Корейской и Отечественной войн, два раза за освоение реактивной техники, один за выслугу лет и один в день 50-летия Победы (всем давали, дали и мне).

Главной заслугой перед Отечеством считаю свое активное участие в Корейской войне. Знаю, что из советских лётчиков, воевавших в Корее, больше меня реактивных самолётов противника никто не сбил, что подтверждается архивными документами (журналы и альбомы сбитых самолётов). Один сбитый мною американский самолёт - истребитель Ф-86 "Сейбр" с исправным пилотажным, навигационным, электронным оборудованием и вооружением был доставлен в Москву (победу официально приписали лётчику 176-го Гвардейского авиаполка Майору Шеберстову).

Знаю, что командир 324-й истребительой дивизии, в которой я воевал, Трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб представлял меня к званию Дважды Героя и 6 лётчиков - асов моего полка к званию Героя Советского Союза. Однако, по прибытии из Кореи 324-ю авиадивиизию передали из ВВС в состав ПВО страны. Начальство же ПВО, защищая свои амбиции, все эти документы положило под сукно, где они и лежат до сих пор...

Евгений Георгиевич Пепеляев (18 марта 1918, Бодайбо - 4 января 2013, Москва) - лётчик-истребитель, командир истребительного авиаполка, наиболее результативный ас войны в Корее, Герой Советского Союза (1952).

Биография

Пепеляев родился 18 марта 1918 года в городе Бодайбо Иркутской губернии. Окончил школу ФЗУ, первый курс Омского железнодорожного строительного техникума. В выборе пути первостепенным было влияние старшего брата - Константина, ставшего военным лётчиком, сражавшегося в составе 402-го ИАП и погибшего в воздушном бою над озером Ильмень в 1941 году. До войны, переехав в Одессу к брату, Евгений добился приёма в аэроклуб, после окончания которого поступил в Одесскую военную авиационную школу, которую окончил в 1938 году.

Служил на Дальнем Востоке (на территории села Бабстово Ленинского района Еврейской автономной области) в 300-м ИАП. Летал на самолётах И-16, ЛаГГ-3. В ноябре 1943 года был направлен на стажировку на фронт. В составе 162-го ИАП, действовавшего на Белорусском фронте, провёл 12 боевых вылетов на Як-7Б.

Летом 1945 года замкомандира 300-го ИАП капитан Пепеляев участвовал в прикрытии войск 2-го Дальневосточного фронта, действовавшего против японских вооружённых сил. Совершил здесь более 30 боевых вылетов на Як-9Т. Осенью 1945 года, после того как американские войска начали высаживаться в портах Жёлтого моря, Пепеляев будучи уже командиром 300-го ИАП был откомандирован в Северо-восточный Китай.

В декабре 1947 года окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава и был назначен заместителем командира 196-го ИАП, части, лётчики которой одними из первых освоили реактивные самолёты: в 1949 - Ла-15, а весной 1950 - МиГ-15. Лётный талант Пепеляева был замечен, и его привлекают для участия в авиационных парадах. В паре с военным летчиком Валентином Лапшиным, первыми в стране, они продемонстрировали так называемый встречный пилотаж на МиГ-15 - один из самых рискованных и впечатляющих видов воздушного представления, когда сближающиеся с предельной скоростью самолёты расходятся в нескольких метрах.

В 1949 году он назначен командиром 196-го истребительного авиационного полка, а на следующий год полк был направлен в Китай для участия в Корейской войне. 196-й истребительный авиаполк наряду с 17-м ИАП был лучшим по итогам боевой деятельности, уничтожив в воздушных боях 108 американских самолетов, потеряв при этом 10 машин и 4 лётчиков. Свою первую победу Пепеляев одержал в середине мая 1951 года, открыв счёт сбитых «Сейбров». За время боевых действий в Корее он сменил три МиГ-15 с бортовыми номерами 325, 925 и 760. Сам сбит не был, хотя «325» пришлось списать из-за деформаций фюзеляжа и оперения, произошедших во время воздушных боёв. С июня 1951 года Пепеляев и лётчики его полка одними из первых в стране стали летать на МиГ-15бис, новейшей машине того времени, отличавшейся более мощным двигателем ВК-1 и эффективными воздушными тормозами.

Пепеляев провел лучший бой в сентябре 1951 года, когда в численно равном бою с 8-ю американскими машинами лётчики ведомой им группы сбили 4 самолёта, из них 2 уничтожил он сам. 6 октября командир подбил «Сейбр», совершивший вынужденную посадку на территории, контролируемой северокорейскими войсками. В считанные часы машина была вывезена с места вынужденной посадки и вскоре эвакуирована в Союз. Это был первый захваченный «Сейбр». Цена трофея была столь высока, что, став предметом интриг, он в итоге не был засчитан Пепеляеву.

Всего Пепеляев совершил в Корее 108 боевых вылетов (из них 101 боевой вылет в 1951 году), в 38 воздушных боях одержал 23 победы над реактивными самолётами противника (1 F-80, 2 F-84, 2 F-94, 18 F-86 «Sabre»). Три победы он отдал своему ведомому А. Рыжкову, и они не вошли в официальный счёт Пепеляева; таким образом, официально ему были зачислены 20 побед. Сам Пепеляев в беседе с историками воздушной войны в Корее Юрием Тепсуркаевым и Леонидом Крыловым сказал по поводу своих воздушных побед следующее: «В двенадцати я уверен. Это точно на все 100 %. Если натянуть, то, может быть, пятнадцать».

Евгений Георгиевич Пепеляев (18 марта 1918, г. – 4 января 2013, г. Москва) - советский офицер, Герой Советского Союза, полковник. Лётчик, командир истребительного авиаполка, участник Великой Отечественной войны (1941-1945), Советско-японской войны (1945) и Корейской войны (1950-1953). Наиболее результативный ас войны в Корее. Совершил около 150 боевых вылетов (из них 108 - в ходе Корейской войны), сбил 20 самолетов.

Родился в семье железнодорожника в городе Иркутской губернии. Окончил ФЗУ, первый курс Омского железнодорожного строительного техникума. В выборе пути первостепенным было влияние старшего брата - Константина, ставшего военным лётчиком, сражавшегося в составе славного 402-го ИАП и погибшего в воздушном бою над Ильмень-озером в 1941.

До войны, переехав в Одессу к брату, Евгений добился приёма в аэроклуб. Работал токарем в авиационных механических мастерских. В 1936 г. Пепеляев поступил в Одесскую военную авиационную школу, которую окончил в 1938-м. Освоил полеты на самолете И-16, получил звание младшего лейтенанта. и был направлен на Дальний Восток. Великая Отечественная война застала его в должности заместителя командира эскадрильи 300-го истребительного полка.

Как и большинство летчиков, несших службу в восточных округах. Евгений Георгиевич рвался на фронт. Однако, в действующую армию ему довелось попасть только в ноябре 1943 г., и то не надолго - на период боевой стажировки в 162-м истребительном авиаполку 309-й авиадивизии. Дивизия входила в состав 16-й воздушной армии Белорусского фронта. Там Пепеляев летал на самолетах Як-7, совершил 12 боевых вылетов и провел три боя. Правда, побед не имел, а. как он сам отмечал, "однажды едва не был сбит".

Вернувшись со стажировки, Евгений Георгиевич продолжил службу в том же 300-м полку. В 1945 г. эта часть входила в состав 254-й дивизии 10-й воздушной армии. которая с началом советско-японской войны поддерживала войска 2-го Дальневосточного фронта. Дивизия действовала главным образом по наземным целям японцев, так как в воздухе противник сопротивления практически не оказывал. Особенно досталось, вражеским коммуникациям и судам на реке Сунгари. В этих боях Е. Г. Пепеляев, будучи уже заместителем командира полка, совершил около тридцати боевых вылетов на Як-9Т, уничтожив паровоз и потопив катер неприятеля.

Осенью 1945-го, сразу после окончания второй мировой войны, отношения СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стали весьма напряженными. особенно на Востоке. После ухода Советской Армии из Маньчжурии в китайских портах Желтого моря стали высаживаться американские войска. В ответ в Северо-Восточный Китай были вновь посланы части 6-й гвардейской танковой армии и авиация, в том числе 300 иап, которым теперь командовал Евгений Георгиевич. Полк базировался в Мукдене. Его самолеты выполняли разведывательные полеты над пунктами высадки американцев. Это продолжалось до весны 1946 г., когда американцы, наконец, ушли. Вернулись в Забайкалье и советские части.

В декабре 1947 окончил Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Назначен заместителем командира 196-го истребительного авиационного полка в подмосковном Волосове. Здесь Пепеляев осваивал новую технику, принимал участие в авиационных парадах и праздниках. Так, в 1949 г. в Тушине Евгений Георгиевич впервые демонстрировал высший пилотаж на новом тогда Ла-15. а в следующем году вместе с В. В. Лапишным подготовил встречный пилотаж на МиГ-15. Предполагалось показать его на тушинском празднике, который, однако, не состоялся из-за непогоды. Зрители увидели этот номер через год, но уже без Пепеляева.

Полк входил в состав 34-й авиадивизии под командованием Трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, предназначенной для действий в Корее. В составе добровольцев, по выбору командира полка, отправился в Корею.

В декабре 1950 полк Е.Г. Пепеляева прибыл на аэродром возле города Дунфын в Северном Китае, где Е.Г. Пепеляев начал обучение пилотов. 1 апреля 1951 полк в составе тридцати МиГ-15 прибыл к месту базирования на аэродроме Аньдун вблизи границы КНДР. Основной боевой задачей дивизии Ивана Кожедуба было прикрытие от ударов с воздуха гидроэлектростанции и железнодорожного моста на реке Ялуцзян в районе Гисю (КНДР) и основных коммуникаций снабжения китайских добровольцев и войск КНДР в междуречье Ялуцзян и Ансю.

Первый бой часть приняла в составе дивизии вечером того же дня. Тогда наши летчики сбили два "сейбра", но и сами потеряли два "МиГа". Е. Г Пепеляев же открыл свой победный счет в мае. Он сбил "Сейбр". Бой протекал весьма быстро: американский летчик не заметил пепеляевский "МиГ". когда тот зашел сзади с ракурса 0/4. За это и поплатился...

Потянулись фронтовые будни, наполненные ратными заботами и тревогами. Поначалу 196 иап действовал на МиГ-15 с двигателем РД-45. а затем, через месяц-полтора, был перевооружен на МиГ-15бис. Пепеляеву приходилось руководить истребителями как с наземного КП, так и самому водить своих летчиков в бой. В один из сентябрьских дней ведомая им группа перехватила две шестерки самолетов F-94 "Старфайр" и сбила семь машин, из них две - на счету комполка. В разгар боев, в августе 1951 года. ему было присвоено воинское звание "полковник".

За 414 дней командировки полковник Пепеляев сбил 19 самолетов противника, совершил 109 боевых вылетов. Официально на его счету 20 побед, в других источниках называют 23 победы. Полк Пепеляева имел наибольшее количество побед и самые малые потери среди истребительных полков. Боевые показатели 196-го полка: 108 сбитых самолетов противника, свои потери – 10 самолетов и четыре летчика.

По итогам боев в Корее Е.Г. Пепеляев занял второе место среди асов истребителей, уступив первенство Н.В. Сутягину, одержавшему 23 воздушных победы. Полковник Пепеляев налетал более 2000 часов, освоил около 30 типов машин, среди них реактивные истребители: Як-15, Як-17, Як-25, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Су-9.

22 апреля 1952 Е.Г. Пепеляеву было присвоено звания Героя Советского Союза.

В 1958 окончил Военную академию Генштаба. Летал до 1962, демобилизовался в 1973. После демобилизации работал в НИИ. Жил в Москве. Умер 4 января 2013. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

Также награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й ст., 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Список известных побед

Дата

Тип сбитого самолета

Данные противной стороны

не подтверждается американскими данными

по ам. данным - самолёт потерян в ходе маневрирования (пилот Conrad Allard благополучно катапультировался)

F9F-2B из состава VMF-311

предположительно

по ам. данным самолет потерян от огня ПВО

F-86A, Charles Pratt (334 FIS, MIA)

фактически RF-80A, Dennis W. Hill

фактически F-80C, Michael Rebo

не подтверждается ам. данными, но по советским данным были найдены обломки с-та с мертвым пилотом

F-80C, Thomas T. Mounts (POW)

F-84E, Hugh Larkin (MIA)

не подтверждается ам. данными

не подтверждается ам. данными

F-86E,Charles Stahl (POW), но на эту победу претендуют еще два л-ка

не подтверждается ам. данными

F-86E, Vernon Wright (POW)

Отрывок из воспоминаний Евгения Георгиевича Пепеляева

Несколько слов о себе. В Рабоче-Крестьянской и Советской армии в общей сложности прослужил 37 лет, из них 16 лет в ВВС и 21 год в ПВО. На лётной работе находился 25 лет. Командовал авиаполком, авиадивизией. Списался в 1962 году, после того как в воздухе при большой перегрузке лопнул кровеносный сосуд слухового нерва правого уха.

За свою службу никогда не просил должностей, званий и наград. Воинские звания от младшего лейтенанта до полковника, все ордена получил во время службы в ВВС, пять орденов и "Золотую Звезду" Героя за участия в боевых действиях Корейской и Отечественной войн, два раза за освоение реактивной техники, один за выслугу лет и один в день 50-летия Победы (всем давали, дали и мне).

Главной заслугой перед Отечеством считаю свое активное участие в Корейской войне. Знаю, что из советских лётчиков, воевавших в Корее, больше меня реактивных самолётов противника никто не сбил, что подтверждается архивными документами (журналы и альбомы сбитых самолётов).

Один сбитый мною американский самолёт - истребитель Ф-86 "Сейбр" с исправным пилотажным, навигационным, электронным оборудованием и вооружением был доставлен в Москву. Эту победу официально приписали лётчику 176-го Гвардейского авиаполка майору К. Я. Шеберстову.

Знаю, что командир 324-й истребительной дивизии, в которой я воевал, трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб представлял меня к званию дважды Героя и 6 лётчиков - асов моего полка к званию Героя Советского Союза. Однако, по прибытии из Кореи 324-ю авиадивизию передали из ВВС в состав ПВО страны. Начальство же ПВО, защищая свои амбиции, все эти документы положило под сукно, где они и лежат до сих пор...

Ссылки

  1. Виктор Мясников Евгений Пепеляев – ас № 1 реактивной эпохи // Независимое военное обозрение
  2. Пепеляев Евгений Георгиевич // Авиационная энциклопедия Уголок неба
  3. Пепеляев Евгений Георгиевич // Красные соколы

Евге́ний Гео́ргиевич Пепеля́ев (18 марта , Бодайбо - 4 января , Москва) - лётчик-истребитель, командир истребительного авиаполка, наиболее результативный ас войны в Корее , Герой Советского Союза ().

Биография

Пепеляев родился 18 марта 1918 года в городе Бодайбо Иркутской губернии . Окончил школу ФЗУ , первый курс Омского железнодорожного строительного техникума. В выборе пути первостепенным было влияние старшего брата - Константина, ставшего военным лётчиком, сражавшегося в составе 402-го ИАП и погибшего в воздушном бою над озером Ильмень в 1941 году . До войны, переехав в Одессу к брату, Евгений добился приёма в аэроклуб, после окончания которого поступил в Одесскую военную авиационную школу, которую окончил в 1938 году .

Среди причин успешной боевой работы своего полка Пепеляев называет высокую работоспособность и слётанность лётчиков, совершавших по несколько тренировочных вылетов в сутки. «Керосина» на выучку не жалели, и это сторицей оправдалось в боях. Немаловажным представляется и тот факт, что полк лично курировал командующий авиацией МВО В. И. Сталин - по мнению Пепеляева, жёсткий и требовательный человек, толковый лётчик, командир почти с неограниченными возможностями.

Вспоминая рассказы отца о Корейской войне, дочь Е. Г. Пепеляева Елена отмечала, что он отдал приказ лётчикам своего полка не добивать подбитые американские самолёты и лётчиков, в то время как американцы нередко расстреливали советских лётчиков, покидавших на парашютах свои подбитые самолёты .

За свою лётную жизнь полковник Пепеляев налетал более 2000 часов, освоил около 30 типов крылатых машин, среди них реактивные истребители: Як-15 , Як-17 , Як-25 , Ла-15 , МиГ-15 , МиГ-17 , МиГ-19 , Су-9 .

После демобилизации Е. Г. Пепеляев жил в Москве , работал в закрытом военно-авиационном НИИ. Умер 4 января 2013 года. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище .

Память

См. также

Напишите отзыв о статье "Пепеляев, Евгений Георгиевич"

Примечания

Литература

  • Пепеляев Е. Г. = (первое издание - М .: НПП «Дельта», 2000). - М .: Яуза, Эксмо, 2005. - 76 с. - ISBN 5-699-14274-6 .

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

  • .

Отрывок, характеризующий Пепеляев, Евгений Георгиевич

– Должно, от пищи, – сказал фельдфебель, – господскую пищу жрали.
Никто не возражал.
– Сказывал мужик то этот, под Можайским, где страженья то была, их с десяти деревень согнали, двадцать дён возили, не свозили всех, мертвых то. Волков этих что, говорит…
– Та страженья была настоящая, – сказал старый солдат. – Только и было чем помянуть; а то всё после того… Так, только народу мученье.
– И то, дядюшка. Позавчера набежали мы, так куда те, до себя не допущают. Живо ружья покидали. На коленки. Пардон – говорит. Так, только пример один. Сказывали, самого Полиона то Платов два раза брал. Слова не знает. Возьмет возьмет: вот на те, в руках прикинется птицей, улетит, да и улетит. И убить тоже нет положенья.
– Эка врать здоров ты, Киселев, посмотрю я на тебя.
– Какое врать, правда истинная.
– А кабы на мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил.
– Все одно конец сделаем, не будет ходить, – зевая, сказал старый солдат.
Разговор замолк, солдаты стали укладываться.
– Вишь, звезды то, страсть, так и горят! Скажи, бабы холсты разложили, – сказал солдат, любуясь на Млечный Путь.
– Это, ребята, к урожайному году.
– Дровец то еще надо будет.
– Спину погреешь, а брюха замерзла. Вот чуда.
– О, господи!
– Что толкаешься то, – про тебя одного огонь, что ли? Вишь… развалился.
Из за устанавливающегося молчания послышался храп некоторых заснувших; остальные поворачивались и грелись, изредка переговариваясь. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот.
– Вишь, грохочат в пятой роте, – сказал один солдат. – И народу что – страсть!
Один солдат поднялся и пошел к пятой роте.
– То то смеху, – сказал он, возвращаясь. – Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет.
– О о? пойти посмотреть… – Несколько солдат направились к пятой роте.

Пятая рота стояла подле самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные инеем ветви деревьев.
В середине ночи солдаты пятой роты услыхали в лесу шаги по снегу и хряск сучьев.
– Ребята, ведмедь, – сказал один солдат. Все подняли головы, прислушались, и из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие, странно одетые фигуры.
Это были два прятавшиеся в лесу француза. Хрипло говоря что то на непонятном солдатам языке, они подошли к костру. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю. Другой, маленький, коренастый, обвязанный платком по щекам солдат, был сильнее. Он поднял своего товарища и, указывая на свой рот, говорил что то. Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.
Ослабевший французский офицер был Рамбаль; повязанный платком был его денщик Морель.
Когда Морель выпил водки и доел котелок каши, он вдруг болезненно развеселился и начал не переставая говорить что то не понимавшим его солдатам. Рамбаль отказывался от еды и молча лежал на локте у костра, бессмысленными красными глазами глядя на русских солдат. Изредка он издавал протяжный стон и опять замолкал. Морель, показывая на плечи, внушал солдатам, что это был офицер и что его надо отогреть. Офицер русский, подошедший к костру, послал спросить у полковника, не возьмет ли он к себе отогреть французского офицера; и когда вернулись и сказали, что полковник велел привести офицера, Рамбалю передали, чтобы он шел. Он встал и хотел идти, но пошатнулся и упал бы, если бы подле стоящий солдат не поддержал его.
– Что? Не будешь? – насмешливо подмигнув, сказал один солдат, обращаясь к Рамбалю.
– Э, дурак! Что врешь нескладно! То то мужик, право, мужик, – послышались с разных сторон упреки пошутившему солдату. Рамбаля окружили, подняли двое на руки, перехватившись ими, и понесли в избу. Рамбаль обнял шеи солдат и, когда его понесли, жалобно заговорил:
– Oh, nies braves, oh, mes bons, mes bons amis! Voila des hommes! oh, mes braves, mes bons amis! [О молодцы! О мои добрые, добрые друзья! Вот люди! О мои добрые друзья!] – и, как ребенок, головой склонился на плечо одному солдату.
Между тем Морель сидел на лучшем месте, окруженный солдатами.
Морель, маленький коренастый француз, с воспаленными, слезившимися глазами, обвязанный по бабьи платком сверх фуражки, был одет в женскую шубенку. Он, видимо, захмелев, обнявши рукой солдата, сидевшего подле него, пел хриплым, перерывающимся голосом французскую песню. Солдаты держались за бока, глядя на него.
– Ну ка, ну ка, научи, как? Я живо перейму. Как?.. – говорил шутник песенник, которого обнимал Морель.
Vive Henri Quatre,
Vive ce roi vaillanti –
[Да здравствует Генрих Четвертый!
Да здравствует сей храбрый король!
и т. д. (французская песня) ]
пропел Морель, подмигивая глазом.
Сe diable a quatre…
– Виварика! Виф серувару! сидябляка… – повторил солдат, взмахнув рукой и действительно уловив напев.
– Вишь, ловко! Го го го го го!.. – поднялся с разных сторон грубый, радостный хохот. Морель, сморщившись, смеялся тоже.
– Ну, валяй еще, еще!
Qui eut le triple talent,
De boire, de battre,
Et d"etre un vert galant…
[Имевший тройной талант,
пить, драться
и быть любезником…]
– A ведь тоже складно. Ну, ну, Залетаев!..
– Кю… – с усилием выговорил Залетаев. – Кью ю ю… – вытянул он, старательно оттопырив губы, – летриптала, де бу де ба и детравагала, – пропел он.
– Ай, важно! Вот так хранцуз! ой… го го го го! – Что ж, еще есть хочешь?
– Дай ему каши то; ведь не скоро наестся с голоду то.
Опять ему дали каши; и Морель, посмеиваясь, принялся за третий котелок. Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля.
– Тоже люди, – сказал один из них, уворачиваясь в шинель. – И полынь на своем кореню растет.
– Оо! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… – И все затихло.
Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем то радостном, но таинственном перешептывались между собой.

Х
Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры.
Единственное значение Березинской переправы заключается в том, что эта переправа очевидно и несомненно доказала ложность всех планов отрезыванья и справедливость единственно возможного, требуемого и Кутузовым и всеми войсками (массой) образа действий, – только следования за неприятелем. Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты, со всею энергией, направленной на достижение цели. Она бежала, как раненый зверь, и нельзя ей было стать на дороге. Это доказало не столько устройство переправы, сколько движение на мостах. Когда мосты были прорваны, безоружные солдаты, московские жители, женщины с детьми, бывшие в обозе французов, – все под влиянием силы инерции не сдавалось, а бежало вперед в лодки, в мерзлую воду.
Стремление это было разумно. Положение и бегущих и преследующих было одинаково дурно. Оставаясь со своими, каждый в бедствии надеялся на помощь товарища, на определенное, занимаемое им место между своими. Отдавшись же русским, он был в том же положении бедствия, но становился на низшую ступень в разделе удовлетворения потребностей жизни. Французам не нужно было иметь верных сведений о том, что половина пленных, с которыми не знали, что делать, несмотря на все желание русских спасти их, – гибли от холода и голода; они чувствовали, что это не могло быть иначе. Самые жалостливые русские начальники и охотники до французов, французы в русской службе не могли ничего сделать для пленных. Французов губило бедствие, в котором находилось русское войско. Нельзя было отнять хлеб и платье у голодных, нужных солдат, чтобы отдать не вредным, не ненавидимым, не виноватым, но просто ненужным французам. Некоторые и делали это; но это было только исключение.
Назади была верная погибель; впереди была надежда. Корабли были сожжены; не было другого спасения, кроме совокупного бегства, и на это совокупное бегство были устремлены все силы французов.

Родился 18 Марта 1918 года в городе Бодайбо Иркутской области в семье рабочего - железнодорожника. Окончил школу ФЗУ и 1-й курс железнодорожно - строительного техникума в Омске. Работал токарем в авиационных мастерских в городе Одесса, учился в аэроклубе. С 1936 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. С Декабря 1943 года участвовал в Великой Отечественной войне. В 1947 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава.

22 Апреля 1952 года за мужество и отвагу, проявленные в период Корейской войны, командиру 196-го истребительного авиационного полка Полковнику Е. Г. Пепеляеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1958 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1973 года Полковник Е. Г. Пепеляев - в отставке. Живя в Москве, работал в научно - исследовательском институте. Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (дважды), медалями. Автор книги "МиГи" против "Сейбров".

Эра винтовой авиации дала нам немало славных имен. Но время брало своё. В конце 1940-х годов реактивная техника пришла на смену винтовым машинам. Новая плеяда талантливых лётчиков подхватила эстафету мастеров воздушного боя периода Великой Отечественной войны. Одним из Асов, добившихся выдающихся результатов на реактивных самолётах, является Полковник Е. Г. Пепеляев, сражавшийся в небе Кореи.

Командуя 196-м ИАП, Евгений Пепеляев провёл 108 боевых вылетов (из них 101 боевой вылет в 1951 году), в 38 воздушных боях лично сбил 20 реактивных самолётов противника. Ещё 3 победы не вошли в его официальный счёт. Его полк наряду с 17-м ИАП был лучшим по итогам боевой деятельности, уничтожив в воздушных боях 108 американских самолётов, потеряв при этом 10 машин и 4 лётчиков.

Евгений Пепеляев родился 18 Марта 1918 года в городе Бодайбо Иркутской губернии. Окончил ФЗУ, первый курс Омского железнодорожного строительного техникума. В выборе пути первостепенным было влияние старшего брата - Константина, ставшего военным лётчиком, сражавшегося в составе славного 402-го ИАП и погибшего в воздушном бою над Ильмень - озером в 1941 году. До войны, переехав в Одессу к брату, Евгений добился приема в аэроклуб, после окончания которого поступил в Одесскую военную авиационную школу, которую окончил в 1938 году. Служил на Дальнем Востоке в 300-м ИАП. Летал на И-16, ЛаГГ-3.

Великую Отечественную войну встретил в должности заместителя командира эскадрильи. Как и большинство лётчиков, несших службу в восточных округах, Евгений рвался на фронт. Однако, в действующую армию ему удалось попасть только в Ноябре 1943 года, и то не надолго - на период боевой стажировки в 162-м авиаполку 309-й истребительной авиационной дивизии 16-й 1-й Воздушной армии 2-го Белорусского фроньа. Там Пепеляев летал на самолётах Як-7Б, совершил 12 боевых вылетов, провёл лишь 3 воздушных боя. Правда, побед не имел, поскольку попал в полк в период затишья и активных боевых действий в воздухе не велось.

Лучшие дня

Вернувшись со стажировки, Евгений Пепеляев продолжил службу в том же 330-м полку. В 1945 году эта часть входила в состав уже 254-й истребительной авиадивизии 10-й Воздушной армии, которая с началом Советско - Японской войны поддерживала войска 2-го Дальневосточного фронта. Дивизия действовала главным образом по наземным целям японцев, так как в воздухе противник сопротивления практически не оказывал. Особенно досталось вражеским коммуникациям и судам на реке Сунгари. В этих боях Е. Г. Пепеляев, будучи уже заместителем командира полка, совершил около 30 боевых вылетов на Як-9Т, уничтожив паровоз и потопив катер неприятеля.

Осенью 1945 года, сразу после окончания Второй Мировой войны, отношения СССР с бывшими союзниками стали весьма напряжёнными, особенно на Востоке. После ухода Советской Армии из Маньчжурии в китайских портах Желтого моря стали высаживаться американские войска. В ответ в Северо - Восточный Китай были вновь посланы части 6-й Гвардейской танковой армии и авиация, в том числе и 300-й ИАП, которым теперь командовал Пепеляев. Полк базировался в Мукдене. Его самолёты выполняли разведывательные полёты над пунктами высадки американцев. Это продолжалось до весны 1946 года, когда американцы, наконец, ушли. Вернулись в Забойкалье и наши войска.

Осенью 1946 года Пепеляева направили на Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Закончив их в конце следующего года, он стал заместителем командира 196-го истребительного авиаполка ВВС Московского округа. Здесь Евгений осваивает новую технику, принимает участие в авиационных парадах и праздниках. Так, в 1949 году в Тушине Пепеляев впервые демонстрировал высший пилотаж на новом тогда Ла-15, а в следующем году вместе с В. В. Лапшиным подготовил встречный пилотаж на МиГ-15 - - один из самых рискованных и впечатляющих видов воздушного представления, когда сближающиеся с предельной скоростью самолёты расходятся в нескольких метрах. Предполагалось показать его на тушинском празднике, который, не состоялся из - за непогоды. Зрители увидели этот номер через год, но уже без Пепеляева.

В конце 1950 года, через некоторое время после начала Корейской войны 196-й авиаполк, под командованием Подполковника Е. Г. Пепеляева, отправили в Китай. В Январе 1951 года 196-й ИАП перебазировался на аэродром Дуньфын, где в течение 4-х месяцев проходил интенсивную подготовку к предстоящим боям. Затем последовала очередная смена дислокации: с 1 Апреля полк Пепеляева вместе с 176-м ГвИАП, также входившим в 324-ю истребительную авиадивизию под командованием И. Н. Кожедуба, прибыл на пограничный аэродром Аньдун (берег реки Ялуцзян). Основной задачей дивизии было прикрытие ГЭС и железнодорожного моста через реку.

Первый бой часть приняла в составе дивизии вечером того же дня. Тогда наши лётчики сбили два "Сейбра", но и сами потеряли два "МиГа". Пепеляев же открыл свой победный счёт в Мае. Он сбил F-86. Бой протекал весьма быстро: американский лётчик не заметил пепеляевский "Миг", когда тот зашёл сзади с ракурса 0/4. За это и поплатился...

Командир 196-го ИАП Е. Г. Пепеляев начал воевать в Корее на МиГ-15 с двигателем РД-45Ф 9-й серии Куйбышевского завода № 1 (серийный № 109025, бортовой № 925). Когда во второй половине Апреля 1951 года полк получил МиГ-15бис, Пепеляев пересел на самолёт 7-й серии Новосибирского завода № 153 (№ 0715368, бортовой № 768). С поступлением новых "МиГов" 13-й серии 153-го завода Пепеляеву достался самолёт № 1315325, изготовленный в начале Апреля 1951 года.

По воспоминаниям ветеранов 196-го полка, "МиГи" 13-й серии первоначально имели следующую окраску: "белый" (то есть - покрытый лишь бесцветным лаком) самолёт с корейскими опознавательными знаками в 4-х позициях (на хвостовой части фюзеляжа и нижних поверхностях плоскостей) и с четырёхзначным бортовым номером, первая пара цифр которого обозначала серию, а последняя - номер самолёта в серии.

Соответственно, пепеляевский "МиГ" имел бортовой № 1325. Позже на самолёты нанесли идентификационную окраску 324-й ИАД, каковой являлись красные носы фюзеляжей. Носы окрашивались до 4-го шпангоута, то есть до конца крышки носового отсека оборудования. При этом на левом борту первая цифра номера (единица) закрашивалась, а на правом - смывалась. Так "МиГи" 13-й серии получили трёхзначные бортовые номера. Соответственно № 1315325 сменил бортовой номер на "325", не менявшийся до окончания Корейской войны.

На "325-м" Пепеляев воевал до конца пребывания 324-й ИАД на Корейском ТВД, летая на нем практически постоянно за исключением дней, когда самолёт находился на регламентных работах или ремонтировался после боевых повреждений.

Потянулись фронтовые будни, наполненные ратными заботами и тревогами. Поначалу 196-й ИАП действовал на МиГ-15 с двигателем РД-45, а в Июне 1951 года был перевооружён уже на МиГ-15бис - новейший истребитель того времени, отличавшейся более мощными двигателями ВК-1 и эффективными воздушными тормозами. Перевооружение на эту модификацию стоило многих сил Пепеляеву и его непосредственному в то время командиру Кожедубу. В разгар боёв, в Августе 1951 года, ему присвоили воинское звание Полковник.

Пепеляеву приходилось руководить истребителями как с наземного КП, так и самому водить лётчиков в бой. Свою лучшую схватку он провёл в один из Сентябрьских дней 1951 года, когда ведомая им группа "МиГов" перехватила 12 самолётов F-94 "Старфайр" и сбила 7 машин, из них две - на счету комполка.

6 Октября 1951 года Пепеляев подбил "Сейбр", совершивший вынужденную посадку на территории, контролируемой северокорейскими войсками. В считанные часы машина была вывезена с места вынужденной посадки и вскоре эвакуирована в Советский Союз. Это был первый захваченный "Сейбр". Цена трофея была столь высока, что, став предметом интриг, он в итоге не был засчитан Пепеляеву...

196-й ИАП пробыл на фронте до Февраля 1952 года. Последнюю свою победу Полковник Пепеляев одержал 15 Января, сбив очередной "Сейбр". Всего же с 1 Апреля 1951 по 1 Февраля 1952 года он совершил 108 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил 20 самолётов официально: один F-80 "Шутинг Стар", два F-84G "Тандэрджет", два F-94 "Старфайр", остальные - F-86 "Сейбр" и ещё 3 было незасчитано. Он имеет наивысшую результативность по формуле - количество побед на один боевой вылет - 0,19. За 5 вылетов он сбивал самолёт противника. В двух боях Пепеляев уничтожил по 2 самолёта.

Полк под его командованием уничтожил за это время свыше 100 вражеских машин различных типов. Правда, победы давались нелегко: в боях погибло 4 лётчика, было потеряно 10 машины. По итогам боев в Корее Евгений Пепеляев официально занял второе место среди Асов - истребителей, уступив первенство Николаю Сутягину, одержавшему 23 официальные победы. Однако, как выяснилось после выхода в свет воспоминаний Пепеляева о Корейской войне, ещё 2 сбитых им самолёта он записал на личный счет своего ведомого Александра Рыжкова. Таким образом, общим итогом боевой деятельности Аса стали 25 сбитых вражеских самолётов, с учётом всех неофициальных побед.

Среди причин успешной боевой работы своего полка Пепеляев называет высокую работоспособность и слётанность лётчиков, совершавших по нескольку тренировочных вылетов в сутки. "Керосина" на выучку не жалели, и это сторицей оправдалось в боях. Немаловажным представляется и тот факт, что полк лично курировал командующий авиацией МВО В. И. Сталин - жесткий и требовательный человек, толковый лётчик, командир почти с неограниченными возможностями.

Главным для лётчика - истребителя Евгений Георгиевич считает специфический талант, обретаемый от Бога, а из благоприобретённых качеств - "умение пользоваться глазами". Очень скромный и исключительно дисциплинированный человек, профессионал высочайшего класса, Пепеляев овладел искусством лётчика - истребителя как никто другой. Талантливый командир, он всегда был человеком чести - Офицером с большой буквы, хотя честь нередко становится антиподом карьеры.

22 Апреля 1952 года, после возвращения в Союз, Евгению Георгиевичу Пепеляеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В дальнейшем он служил в различных местах и на разных должностях. В 1958 году закончил Военную академию Генерального штаба. С 1973 года Полковник Е. Г. Пепеляев - в запасе. Всего за свою лётную жизнь налетал 2020 часов и освоил 22 типа самолётов, среди них реактивные истребители: Як-15, Як-17, Як-25, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Су-9. Летал он до 1962 года. В заключении хочется привести отрывок из воспоминаний Евгения Георгиевича, касающийся его лично:

Несколько слов о себе. В Рабоче - Крестьянской и Советской армии в общей сложности прослужил 37 лет, из них 16 лет в ВВС и 21 год в ПВО. На лётной работе находился 25 лет. Командовал авиаполком, авиадивизией. Списался в 1962 году, после того как в воздухе при большой перегрузке лопнул кровеносный сосуд слухового нерва правого уха. За свою службу никогда не просил должностей, званий и наград. Воинские звания от Младшего лейтенанта до Полковника, все ордена получил во время службы в ВВС, пять орденов и Золотую Звезду Героя за участия в боевых действиях Корейской и Отечественной войн, два раза за освоение реактивной техники, один за выслугу лет и один в день 50-летия Победы (всем давали, дали и мне).

Главной заслугой перед Отечеством считаю свое активное участие в Корейской войне. Знаю, что из советских лётчиков, воевавших в Корее, больше меня реактивных самолётов противника никто не сбил, что подтверждается архивными документами (журналы и альбомы сбитых самолётов). Один сбитый мною американский самолёт - истребитель Ф-86 "Сейбр" с исправным пилотажным, навигационным, электронным оборудованием и вооружением был доставлен в Москву (победу официально приписали лётчику 176-го Гвардейского авиаполка Майору Шеберстову).

Знаю, что командир 324-й истребительой дивизии, в которой я воевал, Трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб представлял меня к званию Дважды Героя и 6 лётчиков - асов моего полка к званию Героя Советского Союза. Однако, по прибытии из Кореи 324-ю авиадивиизию передали из ВВС в состав ПВО страны. Начальство же ПВО, защищая свои амбиции, все эти документы положило под сукно, где они и лежат до сих пор...

Мое мнение о книге
Валерий 01.02.2008 09:35:58

Я закончил ВВИА им проф Н Е Жуковского и имею представление о чем говорю.Самое страшное в сов. ВВС это кретины на руководящих должностях.П-к Пепеляев показал, что может делать умный и инициативный командир в сложной обстановке.Здоровья ВАМ!!!

Лучшие статьи по теме