Автомобильный портал - Фаворит

Гой ты русь жанр. Гой ты, Русь, моя родная! Анализ

Гой ты Русь моя родная анализ стихотворения Сергея Есенина

План

1.История создания

2.Тропы и образы

3.Размер и рифмовка

4.Смысл стихотворения

1. История создания стихотворения. был заядлым путешественником, побывал во многих странах мира. Но он всегда возвращался в Россию: родной дом его находится именно там, и он ему дороже всего.

Несмотря на воспевание Отечества, Есенин романтиком-идеалистом не был. Он прекрасно видел отрицательные стороны жизни в своей стране. Но все недостатки страны поэт прощал. Он прекрасно знал и о раболепии народа, и о казнокрадстве среди чиновников, лицемерии и самодурстве в среде помещиков, постоянном пьянстве мужиков, плохом качестве дорог.

Пребывая в браке с американкой, Есенин имел все шансы остаться за морем. Но предпочёл заграницам он именно Россию. Большинство своих стихотворений Сергей Есенин посвятил Родине и родной природе. Многие его произведения пропитаны любовью к родному краю, умение находить прекрасное во всём у Есенина ярко выражено.

2. Тропы и образы. Родным местом для поэта является русская деревня со множеством крестьянских домов. Поэт ощущал частью природы и находил в ней вдохновение. Стихотворение "Гой ты, Русь" можно считать признанием в любви к родному краю. При всех недостатках Родина у Есенина - это храм, где каждый способен вернуться к духовным истокам. Он невероятно ярко демонстрирует контрасты Русской земли - красоту и убогость, доброту людей и пьянство мужиков, веру в Бога и обожествление царя. Но жизнь крестьян ему кажется более правильной и последовательной, нежели его собственно. Именно поэтому он ценит русскую деревню, дополняя к её образу Яблочный Спас, и сравниваемый с серёжками смех девушек.

Он любит крестьян за почитание традиций предков и за довольство тем, что у них есть. Поэт склонен одушевлять всё живое, и здесь он делает то же самое. К России он обращается как к близкому человеку. Здесь есть и диалектизмы (хоровод называется корогодом) и наличие церковной лексики (Спас; хаты - в ризах образа; рать святая). Вся картина воссоздаётся через приму зрения "захожего богомольца". Почувствовать себя в деревне после службы в церкви помогает множество приёмов, реализуемых автором. Целый звуковой ряд создаёт атмосферу колокольного звона. Даже сама деревенская изба уподобляется храму. А сравнение деревни с храмом - самый важный образ в стихотворении.

Поэт играет цветами. Синь будто бы впивается в глаза. Русскую землю он видит чистой, синей. Этот образ связывался с гладью воды и особенно с небесами. А вот на обилие золотого цвета поэт лишь намекает. Он присутствует в виде и мёда, и яблок, и сжатых полей, и соломенных крыш.

3. Размер и рифмовка. Само стихотворение мелодично, состоит оно из пяти четверостиший; трёхсложный размер - анапест. Рифма здесь перекрёстная.

4. Смысл стихотворения. Стихотворение ориентировано на будущее время на всём своём протяжении. Лирический герой автора собирается в путь, чтобы познать бескрайние просторы родных земель. Лирический герой счастлив, живя в гармонии с природой. Другого счастья ему не надо. Лирический герой Есенина - деревенский кучерявый весёлый паренёк с гармошкой, который поёт песни о родном крае.

Сергей Есенин - великий поэт, который в равной степени кровно связан со своим народом и отечеством. Сила его слова пропитана небывалой искренностью и честностью.

Сергей Есенин, как и большинство поэтов, старался не только передать в своих стихах любовь к Родине, но и создать в них ее неповторимый цельный образ. Сила и глубина есенинской лирики заключается в том, что бездонное чувство любви к России выражается не риторично и отвлеченно, а конкретно, в зримых материальных образах, через изображение родного пейзажа. Любовь к Родине так же нашла свое отображение не только в смысловой нагрузке стихов, но и в самой их художественной форме, о чем, прежде всего, говорит глубокая внутренняя связь его поэзии с народным устным творчеством.

Анализ стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная»

Наиболее известное произведение раннего периода творчества Сергея Есенина - «Гой ты, Русь, моя родная» , является своеобразной одой Родине. Стих несет в себе необыкновенную философию ценностей: обычные простые вещи приобретают божественный смысл и духовное наполнение. Поэт сравнивает крестьянские хаты с иконами («хаты - в ризах образа…»). Есенин восхищается необычайной красотой и величественностью родных просторов, он ощущает себя их частью. Автор воспринимает Русь своим личным раем, в котором он обретает душевный покой и одухотворенность. В стихотворение удачно сочетается щемящая сердце грусть и одновременно настоящая гордость и любовь к своему родному краю. Автор сумел в одном стихе показать всю многообразную палитру своих чувств к России.

В середине 20-х годов XX века, общество начало подводить итоги революционного переворота в России. В стихотворении «Русь Советская », которое было создано в 1924 году, автор, со свойственной ему лирической ноткой, описывает свои волнения в связи с новым этапом в жизни своего государства. Советскую Россию Есенин встречает одновременно с радостью и грустью. Ведь смена государственного правления, и становление ее на новый путь развития вызывали опасение за будущие как народа, так и государства в целом. Но, несмотря на свои страхи, Есенин смело прощается со старой Россией, и принимает Россию обновленную, искренне веря в светлое ее будущее.

Анализ стихотворений «Спит ковыль»

В 1925 году, после возвращения в родительский дом С. Есенин создал стихотворение «Спит ковыль… ». С трепещущим благоговением, автор описывает живописность родного края: бескрайние просторы лесов, лугов, полей, и волшебство и упоительность русской ночи. В отличие от ранних произведений, в стихе « Спит ковыль» любовь к Родине изображается выстраданной, прошедшей через множество препятствий, но все-таки не покинувшая сердце верного сына своего Отечества. Лирический герой размышляет о том предназначении в жизни, которое предопределено ему судьбой. В стихотворении очень ярко показана грусть о прошлом, которое уже нельзя вернуть. Рассвет символизирует наступление новой эпохи, в которой автор не может найти своего места.

Родине и природе посвятил Сергей Есенин большую часть своих произведений. Любимая Русь для него — это и мир крестьянских домов, в которых «пахнет яблоком и мёдом », И природа средней полосы с бескрайними полями, с деревеньками, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя». В природе поэт черпал своё вдохновение, искренне ощущая себя её частицей.
Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная … » — нежное признание поэта в любви к родной земле. Оно вошло в первый сборник Сергея Есенина «Радуница» .

С присущей поэту склонностью одушевлять всё живое, он и к России обращается как к близкому
ему человеку: «Гой ты, Русь моя родная». В этом стихотворении есть всё, что характерно для ранней поэзии Есенина: не совсем понятные городскому читателю слова (корогод — хоровод) и обилие религиозной символики (рать святая; хаты — в ризах образа; кроткий Спас; рай). Картина воспринимается как бы глазами «захожего богомольца», и читатель ощущает настроение просветлённого восторга. Окунуться в атмосферу чистой радости, которая наступает после праздничной церковной службы, поэт помогает читателю самыми разными средствами. Звуковой ряд — слова звонно, гудит, прозвенит — создают иллюзию колокольного звона. А деревенская
изба уподобляется храму: «хаты — В ризах образа».

Используемые Есениным художественно-выразительные средства, прежде всего олицетворения (звонко чахнут тополя; гудит весёлый пляс), создают живой образ мира, раскинувшегося между небом и землёй. Праздничное состояние души — и у лирического героя, и у крестьян, и в природе. Лирический герой находится в полной гармонии с собой и с природой — другого счастья ему не надо. Если начальная строка стихотворения определила настроение автора, то в последней строфе все чувства, вся любовь Есенина к родине вылились в важное для него утверждение:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю! »

настроение просветлённого восторга. Окунуться в атмосферу чистой радости, которая наступает после праадничной церковной службы, поэт помогает читателю самыми разными средствами.
Звуковой ряд — слова звонно, гудит, прозвенит — создают иллюзию колокольного звона. А деревенская изба уподобляется храму: «хаты — В ризах образа».

Это ключевой образ произведения. Деревня воспринимается лирическим героем в образе Храма.
С самой первой строки Русь предстаёт как нечто святое. За этим сравнением — целая философия и система ценностей автора. Поэт использует цветопись: «только синь сосёт глаза». Эта метафора необычна: синь будто бы впивается в глаза. Есенин представлял Русь синей и связывал этот образ с небесами и водной гладью. Если синий цвет в стихотворении назван прямо, то золотой присутствует в стихотворении скрытно: он в соломенных крышах, налитых яблоках, мёде, желтой стерне на сжатых полях, в пожелтевшей тополиной листве. В стихотворении большинство глаголов использовано в форме будущего времени (побегу; прозвенит; если крикнет; скажу) — лирический герой только собирается отправиться в путь для того, чтобы познать бесконечные пр ос торы родной земли.

В «годину невзгод» вошла в поэзию С.Есенина тема России. «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине», - говорил этот лирик. Первые стихи на эту тему, предназначенные для печати, появились в 1914 году. Стихотворение «Гой ты, Русь...» тоже написано в этом трагическом году и является одним из ранних произведений Есенина. Здесь я предлагаю целостный анализ этого текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«гимназия 3»

города Дубна Московской области

Конспект урока по литературе
в 11 классе

Анализ стихотворения С.Есенина

«Гой ты, Русь, моя родная...»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Мадигожина Наталья Валентиновна

г. Дубна

В «годину невзгод» вошла в поэзию С.Есенина тема России. «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине», - говорил этот лирик. Первые стихи на эту тему, предназначенные для печати, появились в 1914 году. Стихотворение «Гой ты, Русь...» тоже написано в этом трагическом году и является одним из ранних произведений Есенина.

По «форме» это произведение будущего новатора очень простое: оно состоит из пяти четверостиший с перекрестной рифмовкой, в нем чередутся женские и мужские точные рифмы: «родная - края», «образа - глаза»... Написан текст четырехстопным хореем - одним из самых распространенных в классической поэзии размером. Здесь нет сложных символов и метафор, характерных для лирики начала 20 века... Первое, что бросается в глаза - это насыщенность стихотворения религиозными мотивами.

В этом смысле данное произведение не является для Есенина уникальным. Именно в 1914 году поэт создает более десятка текстов на тему Родины, в которых пишет о божьей благодати, о культе Спасителя, о богомольцах и богомолках... А ведь за два года до этого Сергей слыл безбожником, не хотел носить крест и ходить в церковь. Но, чуть повзрослев, в так называемый «московский период» юноша попытался решить проблемы нравственного и этического характера на материале христианской мифологии. Сам Есенин утверждал, что верил в Христа скорее не как в Бога, а как в идеально прекрасного человека. Тем не менее в стихотворениях 1914 года все в Природе полно божественной, неизреченной тайны, поэту всюду мерещится Божий лик.

В это время он мечтает об идеализированной Руси, где все благостно и свято. Родная сторона показана глазами «захожего богомольца», которого восхищают и живописные картинки природы, и звуки, и запахи... Он верит, что главное в каждой крестьянской хате - это «в ризах образа», восхищается запахами яблок и меда церковных праздников... В одном из своих стихотворений Есенин скажет: «Люблю тебя, Родина кроткая! А за что - разгадать не могу». Но в произведении «Гой ты, Русь...» он дает разгадку тайны. Как же можно не любить русские просторы! Поэт несколько раз подчеркивает, что здесь привольно глазу: «не видать конца и края», лирический герой выбегает «на приволь зеленых лех»... Все пейзажные картинки ярко окрашены: синь неба, озер и рек «сосет глаза», поля зеленые, образа мы сразу представляем в золоте, хороводы крестьянки ведут, конечно, в ярких, пестрых одеждах! Звуки смеха, веселого шума, народной пляски... Одно из немногих сравнений этого текста - девичий смех звенит, как сережки.

Есенин пишет о России деревенской, народной и использует просторечную лексику, значение которой нам сейчас даже приходится узнавать в словаре. Оказывается, хоровод называли и «корогодом», низенькая «околица» - это деревенская изгородь, на «лехи», то есть на полосы, делили поля и луга... Читая, чувствуешь, что и сам автор - не коренной житель большого города, он в деревне не такой уж и «захожий», он свой, он умеет чувствовать и народный дух, и природу. В его описаниях столько искренности и непосредственности, что стихотворение превращается в страстный гимн во славу отчизны.

И, по-моему, вовсе не смиренному «богомольцу» принадлежат слова, которыми заканчивается произведение:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

Мне кажется, в этом выражении «рать святая» просвечивает беззлобный юмор поэта, который появляется у него почти всегда вместе с религиозной тематикой. В другом стихотворении, написанном в том же 1914 году, «у лесного аналоя воробей псалтырь читает»... Ветер кажется поэту «рыжим ласковым осленком», на котором едет Спаситель. И всё в мире весело кричит Иисусу: «Осанна!»

Стихотворение Есенина «Гой ты, Русь...» не случайно стало песней, как и множество других произведений этого автора. Я люблю эту его раннюю пробу пера за искренность и за то, что здесь он показывает нам нашу Родину такой, какой она часто предстает в мечтах. Замечательный бард второй половины 20 столетия Александр Галич в «Плачах о России» показывает нам совсем другую, трагическую Русь, сомневается, была ли когда-нибудь эта вымышленная страна, где «листья падают с деревца в безмятежные воды, и звенят, как метелица, над землей хороводы»... Он иронизирует вроде бы над этим лубочным образом нашей родины, где «каждый с каждым поделится божьим словом и хлебом», но в то же время понятно, что каждый русский человек хранит в своем сердце веру в то, что такая Русь была когда-то и надежду на то, что мечту о золотой стране, «где все родятся счастливыми и отходят в смиреньи» можно сохранить хотя бы в своем сердце. В сердце, которое и в трудные времена не должно ожесточаться.

Я больше люблю более зрелые, более совершенные стихотворения Есенина о Родине, но, мне кажется, что уже здесь виден огромный самобытный талант начинающего автора. Мне нравится это идеализированное, с налетом легкого юмора над своей же наивностью, отношение к российской деревне и природе. Такое восприятие мне гораздо ближе всяких «обличений», на которые многие были горазды уже и в ту эпоху.

В предреволюционные годы, в 1915-1916, и у Есенина будет много стихотворений о тяжелой судьбе России, о необъятной, но вечно нищей стране. Тем удивительней, что именно в год, когда началась мировая война, поэт создал столько текстов о веселых стариках, мирных пахарях, которые собираются на войну «без печали, без жалоб и слез». Кроткие монахи и монашки благословляют родной край и верят в победу и в воцарение вечного мира. Такая страна, как показана в стихотворении «Гой ты, Русь...» воистину даже лучше рая, в который зовет лирического героя «святая рать». В такой России так хочется жить, а если уж придется умереть - то легко и « в смиреньи».

Использованная литература:

1. Сергей Есенин Собр.сочинений в двух томах. Москва, «Современник», 1990, том 1,с. 52

2. Л.Л. Бельская Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина.Глава 1 «Начало пути», с.5-33, Москва, 1990


К моменту написания стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…» в 1914 году Сергей Есенин уже приобрел славу известного московского поэта. Поэтической славы он добился в том числе и благодаря стихотворениям на тему Родины, которой он посвятил большую часть произведений.

Главная тема стихотворения

Образ Руси для Есенина - это его деревенский мир, по которому московский озорной гуляка уже успел стосковаться, - мир деревенского быта и деревенской природы. В домах «пахнет яблоком и мёдом », «у низеньких околиц звонко чахнут тополя». Это серенькая красота средней полосы России, но для каждого деревенского угла и для каждой кочки Есенин находит яркое слово. Критики отмечают, что в действительности описываемые поэтом явления гораздо скучнее и тусклее, чем подобранные им поэтические описания. Есенин сливается с природой, черпает из деревни силы и вдохновение.

В стихотворении поэт обращается к прошлой деревенской жизни, пытаясь воскресить живительные ощущения, которые он испытывал при прогулках в русских лесах и лугах, при работе и созерцании. Главная тема стихотворения - любовь к Родине, желание питаться этой любовью, вдыхать её, переживая прошлое, и излучать ответно. В поэтическом возвращении на Родину Есенин видит себя «захожим богомольцем», словно он находится в пути к некой святыне, спешит ей поклониться и трепетно прикоснуться к ней, мечтая о душевном исцелении. Деревенская Русь ассоциируется с большим храмом, светлым и ясным.

Стихотворение пропитано светлой любовью к Руси, эмоции светлые, радостные. Краски яркие, блестящие: золото («хаты - в ризах образа»), синева («синь сосет глаза»), «зеленый лех».

Настроение стихотворения праздничное: это одновременно и радость свидания, и праздник в селе - Спас с девичьим смехом и плясками на лугах.

В последней строфе Есенин намекает, что он побывал уже во многих странах мира, но нигде не был счастлив так, как в России. И даже если ему предложат поменять Родину не на другую страну, а на рай, он знает, что не найдет счастья и в раю - ему нужна его нищая и богатая, пьющая, веселая и плачущая, возвышенная и примитивная, богомольная и богохульствующая Русь.

Структурный анализ стихотворения

Начало стихотворения показательно - оно стилизовано под обращение в диалогах в древних русских былинах («Уж ты гой еси, добрый молодец). «Гоити» на древнерусском означало пожелание здоровья и процветания. Всюду народный язык, диалектизмы, показывающие трепетное отношение автора к своей родине: «звонно», «корогод», «лех», «приволь».

Яркий поэтический прием, который применяет поэт, - олицетворение Руси. Поэт обращается к Родине, будто беседует с ней. Олицетворяется и пляс - он гремит, и смех - он звенит, и тополя - они «звонно чахнут».

Сравнения развернуты и многогранны: «хаты — в ризах образа», «как сережки, прозвенит девичий смех».

Метафоричен пейзаж: небо, котором тонут глаза, золотые хаты, деревья, шумящие так, что кажется, будто они звенят, не протоптанная тропинка, а «мятая стежка».

Рифма перекрестная, рифмуются между собой четные и нечетные строки. Рифма используется попеременно: в четных строках женская, в нечетных - мужская.

Размер, используемый поэтом, - пятистопный хорей, он сообщает стихотворению решительный, смелый ритм, и чем ближе к финалу, тем более решителен поэт - он осознает, что главное для человека - это любовь к родной земле, которую он впитал с молоком матери и которая спасительная для него на любых жизненных поворотах.

Лучшие статьи по теме