Автомобильный портал - Фаворит
  • Главная
  • Охлаждение
  • Корейцы в России: история и современость. С корейской фамилией и русской душой: как живут корейцы в России Корейцы кто они

Корейцы в России: история и современость. С корейской фамилией и русской душой: как живут корейцы в России Корейцы кто они

Мировая численность данного народа составляет более 82 млн человек. Конечно же, основная их масса проживает на земле одноименных государств: Северного и Южного.

Второе место занимает Китай. Завершает тройку лидеров по количеству корейцев - США. В этих государствах проживает чуть больше 2 млн человек. Япония расположилась на четвертом месте. Здесь азиатов чуть больше 900 тысяч. Россия находится после Канады, которая стоит на пятой позиции. Среди русскоязычной нации проживает 170 тыс. азиатского народа, в то время как в североамериканском государстве их чуть больше 200 тыс. Откуда корейцы в России?

Основная часть корейского населения является атеистами, однако также распространены буддисты и христиане. При этом таковых много лишь в Южной Корее, а в Северной части в основном проживают те люди, которые все-таки не придерживаются ни одной из религий.

Более подробно о жизни нации

Среди населения корейского полуострова сильное распространение получили такие праздники, как первый год со дня рождения ребенка, Новый год, 60-летний юбилей. Помимо этого, ежегодно отмечается День урожая, причем как в Южной Корее, так и в Северной.

Основным продуктом питания является рис. Чаще всего корейцы употребляют в пищу именно его и некоторую другую пищу животного происхождения. Это связано с тем, что в давние времена многие в государстве не способны были позволить себе овощи и фрукты. Именно поэтому традиционные корейские блюда представлены перечисленными видами. Также популярными являются морепродукты. Скорее всего, многим известен тот факт, что корейцы предпочитают острую еду. В их рационе часто можно встретить блюда с большим содержанием перца: красного, чили или молотого.

Если говорить о манере одеваться, то это нация, в отличие от других азиатских, предпочитает белый цвет в традиционных одеждах.

Имена корейцев, как правило, состоят из трех слогов. Первой записывается фамилия, далее идет имя. Оно складывается из двух частей. Наиболее популярными родовыми именами этой нации являются Ким, Ли, Пак, Чхве (Чой, Цой). После замужества женщина оставляет девичью фамилию.

Корё-сарам

Корё-сарам - название этнических корейцев, которые проживают на постсоветской территории и считаются потомками коренных представителей нации. Если расшифровать это «имя», то первая часть является отсылкой к государству народа, которое существовало с 918 по 1392 год. «Сарам» с языка этого народа переводится как «человек». Но все же многих интересует вопрос: откуда корейцы в России?

Кем являются советские и постсоветские корейцы? Это люди, которые называют себя прямыми потомками азиатов, проживающие на с 60-х годов XIX века. Как правило, они являются переселенцами из северных регионов соответствующего полуострова. Среди них много православных, буддистов, протестантов. Большая часть представителей этого народа говорит на русском языке, а своего родного они не знают.

Корейцы в России массово начали появляться еще с 1860 г. Миграция достигла своего пика в 1930 г. Стоит отметить, что ее не смогла остановить даже революция. Почему появилось такое желание у корейцев переселиться в Россию? Стимулом стала нехватка земель в их родном государстве, хорошее отношение местных чиновников к народу, а также оккупационные действия со стороны Страны восходящего солнца. Интересным фактом является то, что китайская и японская общины на территории СССР были уничтожены, в то время как корейцы в России смогли выжить и даже начали развиваться.

В 1917 г. здесь уже проживало более 100 тысяч представителей этой нации. Больше всего их было в Приморском крае (90%). Когда к власти пришел Сталин, описываемый народ был первым, кого решили депортировать по национальному признаку. Однако уже в 1935 г., согласно переписи населения, на территории СССР проживало более 200 тысяч корейцев. Через 2 года они были депортированы в Казахстан и Узбекистан.

Стоит заметить, что в Приморье до осуществления данных действий со стороны правительства народ достаточно хорошо и быстро развивался. Причем переселение корейцев в Россию продолжилось. Здесь было открыто два азиатских района, 77 сельсоветов, 400 школ, техникумов, институтов, существовал театр. На этой территории издавалось несколько журналов и газет на корейском языке.

В 1993 году, по постановлению правительства Российской Федерации, Корё-Сарам были признаны жертвами

На данный момент на территории бывшего Советского Союза проживает больше 500 тыс. корейцев. Лидером по их количеству является Узбекистан. Второе место заняла РФ. И сколько корейцев проживает в России? Согласно переписи населения, которая была осуществлена в 2010 году, здесь их живет более 150 тысяч человек. После того как распался Советский Союз, большая часть корейских жителей мигрировала на территорию России и Украины.

Население Северной Кореи на территории России

Некоторая часть населения временно или постоянно живет в Российской Федерации. Таковыми являются студенты, перебежчики. По данным за 2006 год, на территории РФ северных корейцев находилось больше 10 тыс. человек. Нужно заметить интересный факт: отдельные члены трудовой партии Кореи, которые в перспективе имели весьма значительное влияние, проживали в СССР до момента получения страной суверенитета. Перебрались они в КНДР лишь после ее основания.

Если углубляться в историю, то следует сказать, что, начиная с 1953 года, северные корейцы в России проживали лишь потому, что поступали в высшие учебные заведения, находящиеся на территории СССР.

Для того чтобы обеспечить Дальний Восток работниками, которые бы выполняли трудовые обязанности на предприятиях, из Северной Кореи было перевезено 35 тыс. людей. Со временем это число увеличилось в два раза. Ближе к 60-м годам Северная Корея потребовала вернуть своих коренных жителей на территорию государства, и 10 тыс. человек были переправлены обратно.

Вторая волна отправки граждан началась в конце 60-х годов XIX века.

На самом деле корейцы в России появились по более серьезным причинам. Они заключаются в том, что в северной части страны до сих пор царит безработица. В 2006 году начались плановые перевозки граждан. В этом проекте участвовали только люди из городов. Считается, что они легче адаптируются в условиях Российской Федерации. Больше 10 тыс. людей были перевезены на Дальний Восток благодаря рабочим визам.

На данный момент президент Северной Кореи заключил договор с главой Российской Федерации об увеличении количества человек, которые будут работать на территории русскоязычного государства. Стоит заметить, что заработные платы у вынужденных переселенцев достаточно маленькие. 70% месячной суммы забирается страной «в счет благонадежности».

Беженцы из Северной Кореи

Из-за того, что экономический рост в Северной Корее постепенно уменьшается, увеличивается количество беглецов в Россию. По состоянию на 1999 год переселенцев на территории РФ было от 100 до 500 человек. К сожалению, более точных данных нет. Также на границах русскоязычной страны находится достаточно много беглых северокорейцев, не зарегистрированных официально.

Северные корейцы в России постоянно живут на Дальнем Востоке. Подавляющая часть их сбежала из Стоит заметить, что южнокорейское посольство отказывается предоставлять беженцам с Севера помощь в укрытии, а российское правительство задержало как минимум одного беглеца, который пытался попасть в консульство. После предпринимались попытки депортировать этого человека.

Общество «Мемориал» на данный момент помогает беженцам оформлять соответствующие документы о признании их таковыми. Оно регулирует обращения людей в органы Федеральной миграционной службы. Лишь после проведения этой процедуры беженцы на официальном уровне могут покинуть свою страну. Затем они приезжают в Москву и обращаются в посольство Южной Кореи или любого другого государства. Россия предоставляет каждому переселенцу 3 месяца временного убежища. После истечения этого периода они должны получить статус беженца в определенной стране и затем переехать туда на ПМЖ.

«Русские» корейцы

После распада Советского Союза правительства Южной и Северной Кореи стали активно пропагандировать свои территории. Иными словами, началась борьба за соотечественников. Подавляющая часть обратила внимание на Южную Корею. Сначала азиаты радовались, что получили хорошие места. Однако, поработав немного, русские корейцы полностью разочаровались в своих «собратьях». Они трудились без выходных за маленькую зарплату, которую часто не выплачивали. Во многом из-за этого в 90-е года XX века увеличилось количество корейцев, мигрирующих на территорию Российской Федерации. Практически за всю свою жизнь эти люди переняли менталитет страны и ее обычаи. Поэтому часто коренные жители жалуются, что российские корейцы в России переняли слишком много плохих привычек и теперь очень похожи на окружающих их людей.

Сейчас особенно в тех местах, где ее представители работают на земле, образует достаточно тесные группы. С населением, а точнее, с коренным народом, эти люди практически не контактируют - их интересы не пересекаются. Хочется сказать, что было бы здорово, если бы корейцы и русские искали больше точек соприкосновения. Так можно было бы избежать этнических конфликтов.

Сахалинские корейцы

Сколько корейцев в России? Речь идет не об общем количестве, а лишь о сахалинских представителях. Численность этой диаспоры составляет около 45 тыс. человек. 10% из них - это представители Корё-сарам, остальные же 90% являются потомками южнокорейских рабочих, которые были привезены в качестве рабсилы на Сахалин. Произошло это в период аннексии Кореи Японией. Все они до сих пор проживают на острове Сахалин. Зачастую народ рассматривается в качестве отдельной диаспоры, которая никак не контактирует с другими корейцами.

Формирование этой группы началось после 1870 г. Первая перепись корейцев на Сахалине была произведена писателем Чеховым, который посетил остров. В 1897 г., согласно подсчету населения, здесь находилось чуть больше 65 азиатов из 28 тыс. жителей. В период с 1905 по 1937 гг. небольшая группа сахалинских корейцев, как и Корё-сарам, были депортированы в Среднюю Азию.

Известные корейцы в России

Известные корейцы России, которые родились на территории СССР и нынешней РФ, - это Нелли Ким и Виктор Цой.

Нелли Владимировна Ким появилась на свет 29 июля 1957 года. Местом ее рождения является город Шураб, находящийся на территории Таджикской ССР. Нелли прославила Советский Союз, будучи пятикратной олимпийской чемпионкой, пятикратной чемпионкой мира, двукратной чемпионкой Европы и многократной чемпионкой СССР. В 1976 г. ей было присвоено звание заслуженного мастера спорта.

Ее отцом является сахалинский кореец, мать - татарка. Свое детство она провела на юге Казахстана. Спортом Нелли начала заниматься в 10 лет. И уже к 1970 г. она стала достойным соперником. В 1975 г. Нелли победила на чемпионате Европы. Через год получила уже третью победу на Олимпийских играх в Монреале. В 1977 г. она вышла замуж за белорусского гимнаста и переехала с ним Минск. В 1979 г. ей было присвоено звание абсолютной чемпионки мира. Надо отметить, что Ким является первой гимнасткой, которая участвовала в Олимпийских играх, получившая максимальную оценку (10 баллов) за и вольные упражнения.

После того как ее карьера была окончена в 1980 году, Нелли стала заниматься тренировкой национальных сборных. В этот же период она получила должность международного арбитра, также судила все наиболее крупные соревнования мира. Имеет два ордена Трудового Красного Знамени. На данный момент Нелли проживает с новым мужем и дочкой в США.

Виктор Цой смог за короткий срок стать легендарным рок-музыкантом, автором песен и художником. Он же является лидером и основателем группы «Кино». В ней он пел, играл на гитаре, писал стихи и музыку к ним. Снялся в нескольких кинолентах.

Виктор родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. Деятельность в качестве поэта, певца и композитора он начал в 1978 г. Его отец - Роберт Цой - инженер, имеет корейское происхождение, мать - обычная преподавательница физкультуры. Родители Виктора в 1973 г. развелись, но через год снова вступили в брак. Цой учился в художественном училище, однако за неуспеваемость был отчислен. После этого он поступил учиться на резчика по дереву. В молодости Виктор фанател от Боярского и Высоцкого. На него оказал сильное влияние Брюс Ли. Он стал подражать его имиджу, начал увлекаться восточными единоборствами.

Группа «Кино» в биографии Виктора занимает значимое место. Этот коллектив стал по-настоящему легендарным. Просуществовал он недолго: основан в 1984 г. и в 1990 г. расформирован. Последний концерт группа дала 24 июня финального года. После него Цой с другом уединился на даче, где был записан новый альбом. Он был выпущен в декабре того же года и назывался «Черный альбом». Обложка полностью соответствовала названию. Вероятно, группа существовала бы намного дольше и получила бы мировое признание… Однако в августе 1990 года на 28 году жизни Виктор Цой погиб. Согласно официальной версии, он уснул за рулем и врезался в автобус. Фанаты называют своего любимого исполнителя, композитора человеком с большой буквы. Они до сих пор посвящают ему песни и посещают его могилу. Эта трагедия стала шоком для всех.

Жизнь корейцев в России

Как нетрудно догадаться, корейская диаспора в России неоднородна. Связано это с тем, что азиаты постоянно переселялись с места на место и меняли районы, где они обитают. Как правило, на Дальний Восток попадали жители Северной Кореи, на Сахалин - Южной. На данный момент многих азиатов интересует, нужна ли корейцам виза в Россию, однако об этом позже.

Диаспора еще состоит и из тех, кто приехал на территорию РФ в качестве студентов. Они, как правило, остаются жить в государстве после окончания высшего учебного заведения на постоянной основе. Корейское население, проживающее на делится на 3 типа.

  • Первая группа состоит из тех, кто имеет местное гражданство.
  • Во вторую входят те, кто зарегистрирован в Северной Корее, однако получил разрешение на постоянное место жительства.
  • В третью группу попали те, кто не смог получить гражданство.

Стоит также сказать о том, что отношения между членами корейской диаспоры достаточно напряженные. Когда на территорию Сахалина были направлены азиаты из Средней Азии и Казахстана, они, ввиду того, что хорошо знали русский язык, постоянно претендовали на руководящие должности. Именно поэтому пытались подчеркнуть свое превосходство над другими азиатами. После того как Россия улучшила связи с сахалинскими корейцами, они из-за хорошего владения собственным языком получили возможность устраиваться на должности переводчиков и менеджеров в международные компании, посольства, представительства и церкви. К северокорейским беженцам всегда было настороженное отношение. Причем это проявляется не только со стороны России и Южной Кореи, это также заметно и в действиях родственного государства.

Корейцы в России уже изменили свой быт и традиции, которые давно претерпели некоторые изменения. Население, из-за влияния на них русской культуры, немного поменяло свой образ жизни. Многие из азиатов приняли Крещение.

Сейчас корейская диаспора в России является одной из самых крупных на территории. Подавляющая часть этих людей говорит на русском языке. Лишь около 40% владеют корейским.

В основном эти люди исповедуют православие. Однако в некоторых группах, преобладают конфуцианство и буддизм.

На данный момент корейская культура стала развиваться на территории России. Люди восстановили школы, начали печатать издания. Помощь в этом им оказывает посольство Республики Корея.

Визовый режим

Нужна ли корейцам виза в Россию? Однозначный ответ - да. Ее следует оформить, так как въехать и находиться на территории РФ на законных основаниях при ее отсутствии невозможно. Для того чтобы получить визу, необходимо приглашение. Неважно, это способен сделать как обычный человек, так и организация. Виза для корейцев в Россию (она может быть туристической, частной, бизнес или рабочей), оформляется при помощи обращения в консульство РФ на территории Южной Кореи. Порядок оформления и сроки будут указаны специалистом непосредственно в посольстве.

Северная Корея в начале этого года предлагала России перейти на безвизовый режим. Однако этот вопрос до конца не решен.

Корейцы о России и русских

Корейцы постоянно рассказывают о том, что россияне достаточно много пьют. Кстати, многие свято верят, что Россия - это СССР. И очень удивляются, когда приезжают и понимают, что это не так.

Корейцы про Россию рассказывают достаточно интересно. Некоторые думают, что в летний период здесь тепло не бывает. Также многие переселенцы удивляются тому, что здесь есть низкорослые девушки. По их мнению, все дамы должны быть выше 170 см.

October 29th, 2013

Вячеслав Шипилов

Из всех наций и народностей, которые натурализовались в России, не обо всех можно сказать, когда именно они появились в Русском государстве. Но пришествие в Россию корейцев история обозначила с точностью до года и даже до месяца. И появились они, как говорится, в нужное время и в нужном месте.

ВСЕЛЕНИЕ ПО ФАКТУ

Раньше всех о появлении корейцев на территории России сообщил в своём докладе по инстанции поручик Василий Рязанов. Это и стало самой первой официальной информацией о данном неожиданном факте. В 1863-1866 годах Рязанов командовал 4-й ротой 3-го линейного батальона Восточной Сибири в посту Новгородский, ныне порт Посьет. Одновременно он был начальником самого поста, осуществляя здесь всю полноту военно-административной власти.
В сентябре 1864 года на основании донесения поручика Рязанова свою докладную записку составил исправляющий должность инспектора линейных батальонов Восточной Сибири полковник Фёдор Ольденбург. О появлении корейцев в русских пределах он известил военного губернатора Приморской области адмирала Петра Казакевича: «…командующий этой ротой мне доложил, что 14 семей в числе 65 душ обоего пола перешли из Кореи в январе месяце сего года в Приморскую область, построили фанзы в верстах 15 от поста Новгородского, успешно занимаются огородничеством, земледелием и обещают по своему трудолюбию быть вполне полезными хозяевами».
Так было основано первое невоенное поселение в Южно-Уссурийском крае с названием Тизинхе. Не прошло и года, как в долине реки Тизинхе (теперь река Виноградная) был снят первый урожай кукурузы, проса, ячменя, и овощей. При этом корейские крестьяне помогли русским военным сделать многопудовый запас гречневой крупы. «Греча в полном семени, провеяна и по сходной цене, чем довольны обе стороны», - сообщал интендантам в пост Владивосток поручик Рязанов.

Через год по соседству, в долине одноименной реки, появилась корейская деревня Янчихе. Сегодня это село Цуканово на берегу реки Цукановки. Вскоре по берегам Адими, Сидеми и Мангугая, переиначенных в 1972 году в Пойму, Нарву и Барабашевку, стали возникать всё новые и новые корейские поселения, их и на карту не успевали наносить... То же Адими «обросло» по реке Верхним Адими и Нижним Адими. И так по всем местным рекам, а то и без всякой к ним привязки. Прямо от российско-корейской границы «инородческие поселения» стали множиться, будто грибы после дождя. А лучше сказать - словно сосульки в нечаянную зимнюю оттепель, ведь корейцы рвались на российскую территорию в основном в зимнее время.

Почему именно зимой?

Корейские простолюдины - «пхёнмины» - в полном смысле слова бежали из своей страны. Бежали от продолжавшихся несколько лет подряд неурожаев и голода. Бежали от безземелья и непосильного гнёта феодалов-«янбанов», от притеснения «вонов» - ненасытных и безжалостных чиновников. Если у корейских перебежчиков что и оставалось, так это только жизнь. И рисковали они в полной мере: или пан, или пропал, ведь попытки покинуть Корею карались смертной казнью. Именно так проявляла себя феодальная самоизоляция страны в эпоху династии Ли (1392-1910 годы). Когда Николай Пржевальский, путешествуя по Южно-Уссурийскому краю, сумел в октябре 1867 года посетить пограничный корейский город Кыген-Пу, то убедился в нешуточном преследовании самовольных эмигрантов. Начальник города «…по фамилии Юнь Хаб и в чине капитана …просил передать нашим властям, чтобы выдали обратно всех переселившихся к нам корейцев, и он тотчас же прикажет всем им отрезать головы».

От спасительной России отчаявшихся корейцев отделяла лишь пограничная река с удэгэйским названием Тумень-Ула. Сейчас она обозначена по-русски как река Туманная, а по-корейски - Туманган. Российско-корейская граница имела 16,4 версты (17,5 километра). Прямо по реке. Перекрыть такую границу по всей длине корейского берега сопредельным властям не составляло особого труда. В ширину Тумень-Ула была здесь от 70 до 95 саженей (150-200 метров), заметить можно было даже единственного пловца. Но корейские «пхёнмины» бежали в Россию не поодиночке, а целыми семьями, даже целыми деревнями: и женщины, и дети. Стариков тоже не бросали на произвол судьбы. При этом корейские перебежчики брали с собой все пожитки, всю хозяйственную утварь и домашнюю живность, гнали имевшуюся скотину. Как тут можно было быстро и незаметно переправиться через пограничную реку? Даже с учётом того, что река вполне оправдывала своё название насчёт туманов. Но где было взять неимоверное количество лодок, плотов, паромов и иных плавсредств? Поэтому корейские таборы могли брать реку только с ходу, то есть по льду! А при удачном побеге из Кореи зима давала затем время для подготовки к весеннему севу на новом месте.

БЫЛИ ВАШИ, СТАЛИ НАШИ

Царские власти не препятствовали приходу и расселению корейцев на совершенно свободных землях. Других землепашцев в Южно-Уссурийском крае просто не было. И корейские перебежчики оказались как нельзя кстати. Они и начали экономически осваивать Южное Приморье, как только пустынный край отошёл к России по Пекинскому трактату 1860 года. А русскому крестьянину оставался ещё год до отмены крепостного права да до трёх лет пешего пути, чтобы ступить на новые земли…

Первое русское поселение на территории Посьетского стана датируется 1867 годом. Речь идёт о селении Новокиевском, то есть о современном посёлке Краскино. Его основали отставные армейские и флотские нижние чины, вкладывая в название надежду на то, что Новокиевск превратится в «матерь городов русских» на тихоокеанской окраине России. А первыми жителями-переселенцами стали здесь воронежские, тамбовские и астраханские крестьяне. Им понадобилось немало времени, чтобы научиться совмещать опыт европейского земледелия с хозяйствованием в совершенно не знакомых природно-климатических условиях. Корейцам же достаточно было решиться на переход границы, чтобы стать свободными землепашцами под защитой русских военных.

Сами корейцы, будь то северные или южные, считают своё государство древнее Древнего Китая. Если истоки государственности Китая историческая наука находит в ХIХ-XVIII веках до нашей эры, то корейцы видят корни своего государства уже в глубине VI-V тысячелетий до н. э.! Если первая китайская династия Инь зародилась в бронзовом веке, то «основание корейского государства королём Тангуном» должно было произойти ещё в недрах каменного века, в эпоху позднего неолита. В принципе же Тангун является персонажем старинных корейских сказаний, оставаясь «сыном верховного небожителя и обращённой в женщину медведицы».

Что касается европейцев, они могли узнать о существовании Древнего Чосона, видимо, от китайцев. В частности, через венецианского купца и путешественника Марко Поло, который вернулся из Китая домой в 1295 году. Но по большому счёту, насколько известно, европейцы начали проникать в Корею только в конце XVIII века - в рясах миссионеров. Правда, попытки описания берегов Кореи делались несколько раньше, например французским мореплавателем Жаном Лаперузом в 1785-1788 годах. А Россию познакомил с Кореей глава православной миссии в Пекине отец Иакинф, в миру знаменитый востоковед и синолог Никита Бичурин. С 1806 по 1820 год - 14 лет подряд! - он изнутри изучал Китай и Северо-Восточную Азию. Познания о Корее и корейцах учёный черпал из китайских исторических и этнографических источников. Сам тоже имел встречи с «корёсцами», когда те, будучи вассалами Поднебесной, являлись к китайскому богдыхану с богатой ежегодной данью и подношениями.

Прямое соприкосновение русских с Кореей состоялось в ходе кругосветной экспедиции адмирала Евфимия Путятина на фрегате «Паллада». В апреле-мае 1854 года экспедиция картографировала восточные берега Кореи, начиная с островов Комундо на юге и кончая устьем реки Тумень-Ула на севере. Вот какими увидел корейцев писатель Иван Гончаров, который состоял секретарём при Путятине. В путевых очерках «Фрегат «Паллада» сообщается, что корейцы «и простой, и непростой народ - все были одеты в белые бумажные или травяные широкие халаты… кроме того, на всех надето было что-то вроде шаровар из тех же материй… Рослый здоровый народ, атлеты с грубыми смугло-красными лицами и руками: без всякой изнеженности в манерах, без изысканности и вкрадчивости, как японцы, без робости, как ликейцы… Славные солдаты вышли бы из них, а они заражены китайской учёностью и пишут стихи».

Спустя ровно десять лет русская военная администрация Южно-Уссурийского края нашла в лице корейских переселенцев чрезвычайно ценных государственных крестьян. Они обладали достаточным опытом возделывания земли в сыром муссонном климате среди сопок и по морскому побережью. Тем более что корейцы приходили со своим рабочим скотом и с необходимым набором сельскохозяйственных орудий. Таким образом, удавалось быстро и без особого напряжения для казны получить готовых, усердных земледельцев. Они давали возможность на месте решать проблемы продовольственно-фуражного снабжения армейских и флотских частей. А одновременно с обеспечением российских войск мясом и крупами, сеном и овсом корейцы исправно участвовали в строительстве и содержании дорог, в предоставлении гужевого транспорта для казённых нужд, то есть исполняли, как тогда было принято, дорожную и подводную повинность.

Через три года после первых донесений о перебежчиках была проведена первая перепись «русского» корейского населения. В отчёте чиновника особых поручений при военном губернаторе Приморской области Фёдора Буссе от 6 марта 1867 года значилось, что по рекам Тизинхе, Сидеми и Мангугай проживало 143 семьи в составе 750 душ, в том числе 419 мужского и 331 женского пола, включая детей. Они имели в своём хозяйстве 11 лошадей и 166 голов крупного рогатого скота в тягле. В среднем корейская семья состояла из пяти душ. Плюс 42 семьи из 134 человек, которые были вновь прибывшими и не успевшими найти себе место для поселения6.

И ВОЗДВИГЛИ ХРАМ

Корейцы, выбиравшие Россию, основательно укоренялись на русской земле. Они охотно принимали подданство «белого царя». Исключительно по собственной инициативе корейцы построили в Тизинхе первый на стыке границ трёх государств - России, Кореи и Китая - православный храм. Сначала Свято-Иннокентьевская церковь была деревянной, а затем - из кирпича местного обжига. Обезглавленный в пору борьбы с религией храм и по сей день служит Российскому государству на одной из пограничных застав. А в богоприимные годы православный крест успел вознестись также на церковных куполах в Нижней Янчихе, Адими и Заречье, в Усть-Сидеми и Усть-Мангугайском. И по всему Посьетскому стану поплыл над сопками «малиновый звон». Под его сенью продолжали возникать новые поселения с корейскими названиями в русском произношении: Тальми, Ансан, Дюнсой, Намдон, Ходувай…

При построенных корейцами храмах, как заведено было тогда в России, начинали действовать церковно-приходские школы. В одноклассных школах с 3-годичным обучением занятия проводились или на корейском языке, или на русском и корейском одновременно. В двухклассных школах с 5-летним курсом ученики осваивали грамоту только по-русски. Мальчики и девочки посещали школы раздельно. В течение первого десятилетия 1900-х годов священники Тизинхинской Свято-Иннокентьевской церкви, Посьетской Петропавловской и Адиминской Николо-Александровской Фёдор Пак, Роман Ким и Василий Лян добились поголовной грамотности детей в окормляемых приходах.

На полуострове Краббе корейцы поставили церковь в честь апостолов Петра и Павла по случаю пребывания в Посьете в апреле 1873 года великого князя Алексея Романова. А в мае 1891 года на фрегате «Память Азова» прибыл в Посьет наследник Российского престола Николай Романов. Во Владивостоке и в Посьете он снова ступил на землю «государева Отечества», завершив после Японии свою зарубежную «кругосветку»

На берегу бухты Новгородская цесаревича встречали не только войска в парадном построении. Празднично одетых местных жителей пришло ещё больше. Но большинство тех людей были в невиданных для столичного глаза ханбоках - национальной одежде корейцев. При всей протокольной сдержанности Его Высочество не стал скрывать своего интереса к «подданным инородцам». Цесаревич имел весьма тёплый разговор с корейскими сельскими старостами, их потом пригласили в свиту, сопровождавшую высокого гостя по Посьету и окрестностям.

НИ ТЕСНОТЫ, НИ ОБИДЫ

Посьетский, а ныне Хасанский район Приморья сразу превратился для корейских перебежчиков в основное место заселения. А под угрозой японских пушек в 1871 году очередная волна беженцев из Страны утренней свежести переполнила российское приграничье с Кореей. И властям Южно-Уссурийского края пришлось расселять корейцев за пределами Посьетского участка. Корейцы начали натурализовываться среди казаков и переселенцев из Центральной России, Белоруссии, Украины, Польши и Финляндии. Деревянный корейский плуг в ярме с красно-бурой скотиной стал вспарывать целину по долинам рек Суйфун (Раздольная) и Уссури, в Сучанской (Партизанская) и Приханкайской долинах и далее по Амуру. Где бы ни селились корейцы, отношения с россиянами европейского происхождения, как отмечает сегодня профессор Пусанского университета Ли Че Хёк, «протекали на фоне толерантности и способности к ведению диалога». Собственно, так оно и было, учитывая весьма широкую межкультурную коммуникацию при освоении Дальнего Востока и Приморья.

В 1871 году правительство решает перенести главный тихоокеанский порт России из устья Амура (Николаевск) в бухту Золотой Рог (Владивосток). Назначенному начальником порта Владивосток контр-адмиралу Александру Кроуну для устройства порта «…предоставлено было право… найма рабочих из китайцев и корейцев»8. Появившиеся во Владивостоке корейцы «… для приискания себе заработков, занимают места… устраивая себе для жилья землянки». А к 1893 году во Владивостоке возникает целый квартал для выходцев из Кореи. В топонимике города квартал носил название Корейской слободы (на месте современной улицы Хабаровской). В кратком историческом очерке, изданном в 1910 году к 50-летию Владивостока, его первый летописец Николай Матвеев отмечал под 1893 годом: «в корейском обществе насчитывалось уже 2816 человек, в том числе женщин 86 и 50 человек детей. Домохозяев корейцев в городе было 29. Собиралось в год разных налогов около 9 тысяч рублей… У корейцев существовал даже свой суд… свой общественный старшина и другие должностные лица, состоящие на жалованьи»10. И далее, в 1898 году, «составлен приговор» об открытии в городе русско-корейской школы с ассигнованием 3 тысяч рублей.

В последующие десятилетия число российских и советских корейцев на Дальнем Востоке стабильно росло. Их прибавление шло за счёт новых перебежчиков и естественного прироста. Корейская диаспора расселилась по всему Приморью и распространилась по Приамурью, вплоть до Забайкалья. Свои корейские общины имели все дальневосточные города, начиная с региональных «столиц» - Владивостока и Хабаровска.

Лишь дважды наблюдалось некоторое снижение численности корейцев на Дальнем Востоке. Первый спад в этой динамике произошёл в 1916 году в связи с Первой мировой войной. Став союзником Японии по Антанте, Россия вынуждена была блокировать стихийную иммиграцию из аннексированной японцами Кореи. Ну а в 1929-1937 годах корейцы побежали от «сплошной коллективизации» и от «решения национального вопроса», предпочитая занятые японцами Корею и Маньчжурию стране побеждающего социализма. «Пиковое» в 1929 году 180-тысячное корейское население Дальнего Востока сократилось к 1937 году до 172 тысяч. А осенью 1937 года корейцы в принудительном порядке были поголовно выселены с Д альнего Востока в Среднюю Азию. Но это тема для отдельного разговора.

В год 140-летия появления в России «чосон сарам» - людей Страны утренней свежести - был объявлен общероссийский национально-культурный фестиваль корейцев. На протяжении 2004 года фестиваль проходил во Владивостоке, в Хабаровске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Москве. В городах поменьше - Уссурийске, Находке, Батайске, где живут сегодня российские корейцы, тоже прошли свои торжества. Затем фестиваль плавно перерос в мероприятия 2005 года, связанные с 60-летним юбилеем освобождения Кореи от японских оккупантов советскими войсками в 1945 году. Начало торжествам положило открытие мемориального камня в долине реки Виноградной, где появилась когда-то первая корейская деревня на русской земле, - Тизинхе. С её первых жителей и «пошла» почти полумиллионная диаспора нынешних российских корейцев. И везде корейцев знают как трудолюбивых, упорных и уверенных в себе оптимистов.

Источник - Российский исторический журнал РОДИНА

Немного о корейцах

Откуда произошли корейцы?

На вопрос «кто такие корейцы?» многие ответят «это азиаты, и живут они на Корейском полуострове, в двух странах – Северной и Южной Корее». А кто-то, может, и вовсе назовёт их китайцами или монголами. Вариантов много, ведь до сих пор учёные и историки не пришли к единому выводу, продолжая выдвигать различные гипотезы о происхождении корейцев.

Существует версия о том, что около шести тысяч лет палеоазиатские племена, обитавшие на севере Сибири, расселились в Манчжурии и на Корейском полуострове, где встретились с осевшими там племенами мэк, в результате чего образовалась корейская народность.

Кто-то говорит о том, что алтайские народности дошли от подножия Алтайских гор до Манчжурии, Корейского полуострова и Японии, где им пришлось противостоять китайским иханями, поэтому племена со временем сплотились, образовав народности корейцев, монголов, тюрков и т.д.

Есть мнение, что первобытные тунгусы и есть корейцы, образовавшиеся в результате слияния трёх племён: Фан Унг , прибывших из Центральной Азии, Буё , пришедших из степей и Саки из Турции. Это три племени пришли на север Китая, где смешались с местными народностями, после чего расселились на Корейском полуострове.

А вот ДНК-исследования показывают, что корейская народность берёт своё начало от восточной части Саянских гор и окрестностей Байкала. Но одно можно сказать наверняка – по антропологическому типу корейцы принадлежат к восточно-азиатской ветви монголоидной расы. Современные корейцы говорят на корейском языке, называют себя в Северной Корее «чосон сарам», а в Южной – «хангук сарам». Корейцы живут не только на Корейском полуострове, их достаточно много в КНР, США и Японии. Россия среди этих стран занимает восьмое место с корейским населением в 180 тыс. чел. Само этническое название русских корейцев «корё сарам».

Корейцы. Интересные факты

  • Морковь по-корейски – блюдо, придуманное русскими корейцами и не имеющее отношение к традиционной корейской кухне;
  • Первое, что спросит у Вас кореец после приветствия «вы голодны?» Еда в корейском менталитете – это очень важная вещь;
  • Корейцы очень трудолюбивы, потеря работы – крах всего святого в жизни;
  • Недосып – показатель работоспособности. Например, студент на защите диплома должен выглядеть зелёным и полумертвым, а иначе его могут укорить в недостаточном усердии;
  • Для мужчин в ряд с маленьким лицом, осиной талией и выразительными губами в идеал женской красоты вписываются… большие уши;
  • До 1994 года пара с одинаковыми фамилиями не могла заключить официальный брак – в реестре ставилась печать «родственники» и у супружеской пары не было возможности зарегистрировать своих детей;
  • В Корее стараются избегать числа 4, потому что оно созвучно со словом «смерть». Поэтому в зданиях часто после третьего этажа идёт пятый, либо четвёрка заменяется буквой F;
  • Корейцы употребляют много алкоголя. Среднегодовое количество алкоголя в год на душу население – 9,1 л.;
  • Около 90% корейцев близоруки, при этом линзам они предпочитают очки, так как это считается показателем хорошего ума;
  • Бейсбол – самый популярный вид спорта в Корее;
  • Пластическая хирургия – важная часть жизни практически каждой женщины (да и мужчины тоже);
  • Многие корейцы хорошо поют, но плохо танцуют. Именно поэтому у них вызывают недюжинный восторг артисты Халлю;
  • Нельзя писать имя живого человека красными чернилами – это навлечет на него смерть. Всё дело в том, что раньше имя умершего писали красными буквами на надгробной плите;
  • 93% учащихся Южной Кореи заканчивают университет;
  • Южная Корея занимает второе место в мире по количеству читающих людей;
  • Уровень грамотности в Южной Корее составляет 99%;
  • Ни Северная, ни Южная Корея не воспринимают друг друга как независимую страну. То есть Южная Корея автоматически предоставляет гражданство жителю Северной, как и Северная – жителю Южной;
  • Каждый пятый кореец носит фамилию Ким, восьмой – Ли, десятый – Пак;
  • Корейцы не называют Японское море таковым, а зовут его Восточным. Это связано с давними конфликтами между государствами.

Узбекистан : 173 832
Австралия Австралия : 156 865
Казахстан Казахстан : 105 483
Филиппины : 88 102
Вьетнам Вьетнам : 86 000
Бразилия Бразилия : 49 511
Великобритания Великобритания : 44 749
Мексика Мексика : 41 800-51 800
Индонезия : 40 284
Германия Германия : 33 774
Новая Зеландия : 30 527
Аргентина Аргентина : 22 580
Сингапур : 20 330
Таиланд Таиланд : 20 000
Киргизия Киргизия : 18 403
Франция Франция : 14 000
Малайзия Малайзия : 14 000
Украина Украина : 13 083
Гватемала Гватемала : 12 918
Индия :10 397
ОАЭ ОАЭ : 9 728
Швеция Швеция : 7 250
Саудовская Аравия Саудовская Аравия : 5 145
Парагвай Парагвай : 5 126
Камбоджа Камбоджа : 4 372
Китайская Республика Китайская Республика : 4 304
Эквадор Эквадор : 2 000
Язык Религия Расовый тип

Коре́йцы - основное население Корейского полуострова .

По антропологическому типу принадлежат к восточно-азиатской ветви монголоидной расы. Говорят на корейском языке .

Жилища

Корейская кухня советских корейцев корё-сарам хорошо узнаваема широким применением кориандра , придающего корейским салатам характерный вкус и запах.

Одежда

В традиционном костюме корейцев, в отличие от китайского и японского, преобладал белый цвет. Одежда мужчин состояла из рубашки, широких шаровар, чулок и веревочных или соломенных башмаков; сверху халат, зимой на вате. Волосы собирались в пучок и связывались вверху шишкой на голову надевались иногда шляпа с полями из камыша, лакированной материи и т. д. Женщины носили по несколько юбок, род корсета или широкого пояса и накидку на плечах, а зимой - ватные халаты; причёска их была схожа с китайской.

Имена

В большинстве случаев фамилия состоит из одного, а имя из двух слогов. Как имя, так и фамилия часто записывается с помощью ханча . При использовании европейских языков некоторые корейцы сохраняют традиционный порядок написания, а другие меняют его согласно западной схеме. В Корее женщина, выходя замуж, обычно оставляет себе девичью фамилию.

В Корее используется всего около 250 фамилий. Самыми распространёнными из них являются Ким , Ли , Пак и Чхве (Цой). Однако большинство однофамильцев не являются близкими родственниками. Происхождение корейских фамилий тесно связано с корейской историей и географией . Существует множество кланов, каждый из которых связан с определённым местом, как, например, Кимы из Кимхэ . В большинстве случаев каждый клан прослеживает свою родословную до общего предка по мужской линии.

В течение корейской истории использование имён эволюционировало. Древние имена, основанные на корейском языке , встречались во время периода Трёх королевств (57 год до н. э. - 668 год н. э.), однако со временем, по мере принятия китайской письменности, они были вытеснены именами, записываемыми китайскими иероглифами. Во время периодов влияния монголов и маньчжуров правящая элита дополняла свои корейские имена монгольскими и маньчжурскими именами. Кроме того, в конце японского колониального правления корейцев принуждали брать японские имена .

Боевые искусства

Тхэквондо (кор. 태권도 , 跆拳道 , произносится «тхэквондо́», иногда пишется «тэквондо», «таэквондо», «таеквондо») - корейское боевое искусство. В 1955 году генерал-майор Чхве Хон Хи , взяв за основу несколько школ борьбы, создал тхэквондо. Слово «тхэквондо» складывается из трёх слов: «тхэ» - нога, «квон» - кулак, «до» - путь. По определению Чхве Хон Хи, «тхэквон-до означает систему духовной тренировки и технику самообороны без оружия, наряду со здоровьем, а также квалифицированным исполнением ударов, блоков и прыжков, выполняющихся голыми руками и ногами для поражения одного или нескольких соперников ». Тхэквондо, в отличие от других боевых искусств, характеризуется именно большим количеством высоких прыжков с ударами ног.

Хапкидо (кор. 합기도 , 合氣道 ; хап - объединение; ки - энергия, сила; то (-до) - путь) («путь объединения энергии») - корейское боевое искусство, схожее с японским айкидо , так как на его появление во многом оказала влияние техника, положенная и в основу айкидо, Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, джиу-джитсу. В дальнейшем в него вошли и элементы тхэквондо и тансудо.

Тансудо (кор. 당수도 , 唐手道 «путь танской (китайской) руки») - корейское боевое искусство, сосредоточенное на дисциплине и практике форм и последовательностей самозащиты. Хван Ки, основатель этого искусства, утверждал, что он создал тансудо, когда жил в Маньчжурии в 30-х годах XX века, основываясь на старых текстах о субак (старое корейское военное искусство). Японское карате и китайские внутренние школы ушу , возможно, повлияли на тансудо. Во многих аспектах тансудо подобно карате и тхэквондо, однако практически не имеет акцента на спортивных соревнованиях.

Кёксульдо (кор. 격술도 ) - боевое искусство из Северной Кореи, которое практикуется прежде всего в пределах Корейской народной армии. Кёксульдо было распространено также в Восточной Европе в государствах бывшего Варшавского пакта . В Корее кёксульдо стоит на вооружении спецподразделений и армии. Мировая федерация кёксульдо (세계실전격술도총본관) состоит из двух гражданских (не военизированных) тоджанов в Южной Корее. Один из тоджанов находится в Инчхоне , второй - в городе Чхонан . В отличие от остальных коммерциализированных школ кёксуля, основной упор в этих школах делается на увеличение физической силы и выносливости тела. Современная форма одежды - военный камуфляж с нашивками школы кёксульдо или чёрная форма.

Напишите отзыв о статье "Корейцы"

Примечания

Ссылки

Литература

  • Корейцы // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-98624-092-3 .

Лучшие статьи по теме