Автомобильный портал - Фаворит
  • Главная
  • Электрооборудование
  • Название древнейшего русского паломничества в святую землю. Крупнейшие православные паломничества в святую землю

Название древнейшего русского паломничества в святую землю. Крупнейшие православные паломничества в святую землю

Паломнические туры становятся все более популярными в наше время. Посетить святые места наперебой предлагают различные крупные и не очень туристические агентства. Они обещают, что вы получите благодать и духовное просветление, только прикоснувшись к святыням. Паломничество становится невероятно модным, ведь в "высшем свете" так приятно блеснуть своим благочестием, упомянув поездку в Иерусалим или на Афон. Но мало кто серьезно задумывается о том, какими должны быть настоящие паломники. Это на самом деле вовсе не те люди, которые толпами с фотоаппаратами бродят по городам Палестины и с любопытством стоят у Стены Плача. Паломничество - это нечто более глубокое и духовное, что обновляет человека и приподнимает его над всеми мирскими проблемами. Сегодня наша статья посвящена именно этой теме.

Паломники - это кто такие?

История паломничества уходит корнями в далекое прошлое. Еще в Ветхом Завете упомянуты случаи путешествий к определенным местам для молитвы и жертвоприношений. Но сам термин пришел к нам из латинского языка, в переводе с него паломники - это люди, которые отправляются в путешествие к местам, имеющим для верующих сакральное значение. На латыни слово означает "пальмовую ветвь", ведь именно она символизирует вхождение Иисуса Христа в Иерусалим. В России этот символ заменен на молодые побеги вербы.

Краткая характеристика паломничества

Некоторые люди твердо убеждены, что паломник во время своего путешествия не имеет национальности и религии. Его направляет вера в единые высшие силы, а к какой религии он относится - не имеет значения. На самом деле это не так. Ведь у каждого религиозного течения существуют свои святые места, которые необходимо посещать. Более того - намечены и определенные временные отрезки, когда стоит ехать на поклонение к тем или иным святыням. Например, православный паломник считает своим долгом прикоснуться к Гробу Господня в пасхальную неделю. В это время душа настоящего христианина наполняется невероятной любовью, светом и благочестием.

Помимо христиан, паломничество очень распространено среди мусульман, буддистов и синтоистов. Также довольно часто к святым местам отправляются жители Непала и Индии. Согласно их религиозным убеждениям, каждый житель страны должен хотя бы один раз в жизни отправиться в паломничество. Только после этого можно устраивать свою мирскую жизнь и заводить семью. Причем в дальнейшем не возбраняется посещение святых мест еще не единожды, все зависит от духовного развития и потребностей самого верующего.

Несколько фактов из истории паломничества

Мы уже отмечали, что в Новом и Ветхом Завете упомянуты первые "хождения" к святым местам. Но назвать их полноценными паломничествами еще довольно трудно. Историки считают, что данное движение получило свое распространение приблизительно в третьем веке. В этот период происходили жесточайшие гонения на христиан римлянами, стремящимися уничтожить практически все напоминания о Христе и даже переименовывать города, в которых творил свои чудеса Спаситель.

С четвертого века, когда христиане перестали преследоваться властями, паломничество на Святую Землю стало весьма распространено. Верующие активно путешествовали и рассказывали о чудесных событиях, случившихся с ними во время поездки в места поклонения.

В пятнадцатом веке католические паломники обязаны были испросить разрешение на свое путешествие у Папы, они облачались в специальную одежду, на которую нашивался красный крест. Многие судовладельцы заключали специальные контракты с группами паломников и сопровождали их в пути. Можно сказать, что это были первые организованные паломнические туры. Ведь за группу платились пошлины, всех обеспечивали едой и водили по самым знаменитым святым местам.

В конце девятнадцатого века паломнические группы достигали порядка трехсот человек. Для их перевозки нанимались целые морские суда, а длиться такое путешествие могло более одного года.

Паломничество в России

Православный паломник на Руси - это особый вид верующего человека, готового пройти полмира для достижения своей цели. Первоначально подобные поездки были хаотичными и неорганизованными, но уже к двенадцатому веку они получили такое распространение, что священнослужители были вынуждены даже останавливать многих прихожан от долгого и трудного пути. Из своих поездок паломники привозили много интересных вещей. Например, особую одежду, символизирующую свой статус, русские верующие привезли именно из Константинополя. Она "прижилась" на Руси и стала отличительным знаком, по которому один православный паломник узнавал другого.

Конечно, в течение нескольких веков отношение к путешествиям в Святую Землю часто менялось. Они то практически полностью прекращались в связи с нестабильной обстановкой на Ближнем Востоке, то вновь возобновлялись. С середины девятнадцатого века паломнические поездки в Иерусалим становятся все более востребованными в среде православных христиан. Сейчас интерес к паломничеству растет не только среди воцерковленных людей, но и у тех, кто делает свои первые шаги на пути к Богу.

Маршруты паломничества

За долгие годы "хождений" к святым места определились направления, которые являются приоритетными для православных христиан. Их можно представить следующим списком:

  • Палестина;
  • греческий Афон;
  • мощи Николая Чудотворца (Италия);
  • десница Иоанна Крестителя (Цетина, Черногория).

Конечно, это далеко не полный перечень мест, куда приезжают на поклонение паломники. Но для тех, кто впервые отправляется в подобный путь, достаточно посетить одну святыню. Не стоит увлекаться и пытаться охватить необъятное.

Позиция православной Церкви по отношению к паломничеству

Священнослужители не всегда однозначно относятся к путешествиям в Святую Землю. Ведь в большинстве случае новоиспеченные паломники относятся к ним как к чему-то модному. Но святые места не терпят пустоты душевной и суеты в сердцах, поэтому не стоит уподобляться модным веяниям и бросаться на сборы, вдохновляясь рассказам друзей или коллег по работе. Священнослужители утверждают, что паломничество на Святую Землю должно быть целенаправленным. То есть человек должен четко понимать, что он хочет получить во время этого путешествия. И результат паломничества не может выражаться в чем-то материальном, главное - это духовная подпитка и укрепление в вере.

Подготовка к паломничеству: основные этапы

Быть может, это покажется странным для мирян, но прежде, чем ехать в святые места, паломников некоторое время подготавливают. Обычно это делают только воцерковленные люди, понимающие, что такое паломничество. Подготовительный этап можно разбить на несколько обязательных пунктов:

  • изучение Евангелия;
  • покаяние;
  • причащение;
  • чтение церковной литературы о месте паломничества;
  • испрошение разрешения на поездку у батюшки.

Если вы выполните все вышеперечисленные пункты, то перед своим долгожданным путешествием сумеете ответить на вопрос, зачем вам нужна поездка к святым местам.

Организованные паломнические поездки в Иерусалим: описание и приблизительная стоимость

Сегодня отправиться в паломничество может практически каждый человек, для этого необходимо просто обратиться в туристическое агентство. Большинство из них организуют специальные туры к святым местам, чаще всего путешественники отправляются в Иерусалим.

Если проанализировать все предложения на туристическом рынке, то можно с уверенностью сказать, что большинство путешествий не длятся более восьми дней. Обычно они включают в себя не только Иерусалим, но и несколько других мест. Самым популярным паломническим маршрутом является Вифлеем - Иерусалим - река Иордан. Эти места православные посещают в течение недели, за небольшой промежуток времени они посетят несколько святынь и даже смогут пройти дорогой Христа до Голгофы. Обязательным пунктом программы считается Кувуклия - место, куда, по предположению, было перенесено тело Христа после распятия. Храм, выстроенный над древней пещерой, является святыней для христиан всех конфессий.

Совершаются подобные паломничества в основном из Москвы, а стоимость путевки начинается от пятидесяти тысяч рублей. В эту сумму включен авиаперелет Москва - Тель-Авив, проживание в отелях, переезды по месту и питание (завтраки).

К сожалению, в современном мире паломники - это чаще обеспеченные туристы, которые могут себе позволить дорогостоящий тур, чем люди, нуждающиеся в духовном развитии и обновлении. Именно поэтому так обесценивается в обществе само понятие "хождений к святым местам". Но если вы испытываете внутреннюю сердечную жажду, как говорят священнослужители, по святым местам, и готовы преодолеть массу трудностей, чтобы совершить долгий путь, то будьте уверены - вы настоящий паломник, благословленный Богом.

Паломничество издавна почитаемо во всем мире. Места православного паломничества в России, наполненные источниками святости, ежегодно принимают тысячи путников, желающих обогатиться духовным ростом при соприкосновении со святыней.

Кто такие паломники и когда они появились в православии

Слово «паломник» является производной от «пальмы». После смерти и Воскрешения Иисуса христиане всего мира совершали походы в Иерусалим к Голгофской горе и Гробу Господнему, неся ветви пальмы в память о торжественном въезде Спасителя в город перед празднованием Пасхи.

О Христе:

Паломничество на Святую Землю Израиля

Паломники или, как их назвали в России, богомольцы совершали путешествия пешком, в посте и молитве преодолевая тяготы пути, чтобы возрастать духовно при приближении к святыне.

Конечной целью паломничества является одна из святынь, почитаемых в православии:

  • частицы одежды Иисуса;
  • орудия Его смерти;
  • частички Креста Животворящего;
  • чудотворные иконы;
  • могилы Святых угодников;
  • источники с целительной силой воды.

Желание наполниться духовной силой двигает странниками совершать дальние переходы, чтобы прикоснуться к местам, освященным присутствием Иисуса, Девы Марии, святых. Стремление наполниться святостью и очиститься от грехов дает силы совершить подвиг паломничества.

Кто-то сам требовал духовного очищения, а на кого-то накладывалась епитимия . Главное, человек, отправляясь в хождение по местам, освященным святынями, временно отрекался от земных богатств и удобств, живя практически в нищете.

Поручая себя полностью воле Господней, человек устремлялся к святыне, чтобы помолившись в святом месте, облечься в нового человека. (Еф. 4:22-24).

В Старом Завете сказано, что евреи старались попасть в Иерусалим на празднование Пасхи, которая в то время символизировала выход из египетского рабства, для чего нанимали корабли, некоторые совершали пешие переходы.

Преодолевая пыльные дороги Анатолии, проходя через разогретые пустыни Киликии, путешествуя через горы и равнины, паломники брали с собой только необходимые вещи.

Странничество и паломничество

Порой паломническая жизнь, наполненная испытаниями и опасностями, длилась месяцы, и даже годы. Единственным путеводителем для странствующих богомольцев была воля Божья и вера в Его милость.

Важно! Богомолье совершали духовно уверовавшие люди, в лишениях и страданиях они возрастали в вере.

Подвиг веры в древние время состоял еще и в том, что паломник, уходя из семьи, не знал, вернется ли обратно, отдавая себя воле Творца.

Христианские паломники

В четвертом веке по приказу царицы Елены был найден Животворящий крест, на котором был распят Иисус. Это событие вызвало ажиотаж среди христиан, многие из которых отправились в паломнические походы к святому месту в Иерусалим.

Почитание мест, связанных с пребыванием Спасителя, распространяется по всей Палестине, которая стала называться Святой землей. По благоволению Константина Великого по всей стране проводились благочестивые раскопки, которые не прекращаются и поныне.

Археологические раскопки в Иерусалиме

Никейский Собор 325 года благословил открытие святых мест Палестины и Иерусалима.

На месте Рождества Христова в Вифлееме , на Голгофской горе и месте Вознесения строятся храмы, ставшие обязательными при паломнических поездках в Палестину.

Особенности русского православного паломничества

Особенный бум паломничества в России начался с начала двадцатого века, который коренным образом повлиял на жизнь людей. Российские святыни, Божьи люди, старцы и подвижники привлекали паломников, желающих укрепить свою веру и очиститься от скверны.

Паломничество может быть:

  • Однодневным.

В течение одного дня богомольцы могут посетить недалеко находящийся монастырь, или могилу святого. Чаще всего это происходит по приезду известного священника высоко сана или прибытию целительной иконы, остатков святых мощей или по традиции посещать святое место в определенные дни.

  • Ближним.

Ближние паломничества совершаются в пределах одной или близко лежащих епархиях. Порой богомольцы выезжают на несколько дней, живя в монастырях, поклоняясь святыне, которая стала целью паломничества. Добрая слава святого места привлекает странников с ближних и дальних селений, которые несколько раз в году совершают ближние паломничества.

  • Дальним.

Ныне, как и в древние времена, дальние паломнические поездки совершаются на Афон, к мощам Николая Угодника в Италии и другие святые места.

Паломничество к Туринской плащанице, Италия

Первые странники взяли на себя роль оповещателей, когда в первые века для распространения новостей от Церкви или храмов нужно было передвигаться от селения к селению. Истинные странники имели обеты, посох и мешок. Они не имели денег и жили на помощь церкви, которой служили.

В восемнадцатом веке в России появляются странники, люди, ушедшие из мира. Эти богомольцы не знают, где окончится их путь. Отказавшись от благ мира, странники живут по монастырям или около святых мест, существуя за счет подаяний. Весь мир признает подвиг странничества.

XIX век стал периодом расцвета паломнического движения в России.

Если современные паломники мечтают посетить Гроб Господень, так в былые время паломники устремлялись к Киево-Печерской лавре . Богомольческим подвигом было совершить этот поход пешком или на повозке, имея с собой только воду и сухари.

О других местах паломничества:

  • Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

Киево-Печерская лавра

После революции паломники и странники находились под гонениями, некоторые из них попали в тюрьмы за свою веру. Но разрушенные храмы, монастыри, в которых хранились святыни, не переставали привлекать верных христиан.

Цели паломничеств

Паломники выбирают свой путь, как правило, ориентируясь не на расстояние, а на особые причины жизни.

  • Истинные поклонники Христа во время хождения по святым местам ищут укрепления в вере или ждут помощи в решении какого-то сложного жизненного вопроса.
  • Отпадение от Церкви часто побуждает богомольцев отправляться в пешие походы, чтобы отмолить грех отступничества, свой или кого-то из близких.
  • Давящие грехи молодости являются причиной ухода людей в богомолье.
  • Неизлечимые болезни или отсутствие детей становятся целью православных паломничеств.
  • Очень важны обетные богомолья, когда в какой-то ситуации человек дает обет Богу при положительном исходе совершить паломничество по определенным местам.

Современное паломничество

В современном христианском мире растет поток христиан, желающих наполниться благочестием.

Паломничество дало толчок в развитии туристического бизнеса, который облегчает передвижение между городами и странами, экономя силы и время богомольцев. Если раньше паломники жертвовали временем и удобствами, то современные христиане платят средства, заработанные порой нелегким трудом.

Христиане, посетившие святые места, приобщаются к святыням сами, а потом рассказывают о них другим верующим, вызывая в них желания совершить паломничество.

Современное паломничество

Не исчезли из современного мира и странники, их стало намного меньше, но они есть. Порой муж с женой, которым Бог не дал детей, берут обет и в течение определенного времени переходят от святыни к святыне, прося у Бога прощение за совершенные грехи личные и предков, чтобы снять проклятие бездетности.

Каждый православный верующий может приобщиться к подвигу странника, пожертвовав тому определенную сумму для богомолья.

Памятка современному паломнику

Отправляясь в паломническую поездку, в первую очередь следует уяснить ее духовную важность. Поход к святыне - не экскурсия, а поклонение святым и Богу в лице Святой Троицы и Богоматери.

Выбирая поездку по святым местам, христианин должен четко определить цель своей поездки.

  • Если это просто путешествие для ознакомления с историей храма, иконы или святого места, тогда ему достаточно собрать определенную сумму и отправиться в путь. Это совсем неплохо и не является чем-то неправильным.
  • Православный паломник, отправляясь в путь для познания глубины христианского учения, наполнением силы Духа Святого, обязательно должен получить благословение духовного наставника или священника в храме.
  • Направляясь к мощам или могилам святых, необходимо ознакомиться с жизнью Божьих угодников, узнать, в чем был их христианский подвиг, какой благодатью наполнено это место.
Важно! Не стоит забывать, что сила паломничества не в приобретении видимого, а наполнение невидимым.

Многие святые закончили жизнь инвалидами в человеческом понимании. Так, святитель Лука ослеп, блаженная Матронушка свою жизнь провела в постели, а св. Пантелеимона за христианскую веру лишили головы, но все они остались верны Иисусу, Его именем исцеляли и наполняли духовной радостью души людей.

Теряя телесное, святые приобретали Господнее. Ныне развелось множество лжесвятых, которые принимают за деньги, обещая исцеления и богатство, возможно, проситель и получит желаемое, но какова цена ему, и какой силой дано.

Паломничество - это не туризм, порой достаточно совершить подвиг покаяния в своей церкви, чтобы наполниться Духом святым и найти ответ на проблему.

Устремляясь в зарубежье, некоторые христиане не удосуживаются поинтересоваться о святых места, расположенных в родном городе или селении.

Когда в Москве к поясу Божьей Матери стояли многочасовые очереди, мало кто знал, что церковь пророка Илии оберегает частичку этой же святыни.

Собираясь посетить службу в монастыре, предварительно обязательно ознакомьтесь с его правилами, чтобы не попасть в неудобное положение, когда вас не допустят к Причастию из-за отсутствия на всенощной молитве, например. Отправляясь в паломническую поездку, не стоит забывать, что духовная жизнь не состоит только из здоровья, отношений в семье и материальных благ.

Для богомольцев основной целью является укрепление веры и получение дара любви к ближнему, через любовь к Иисусу и принятие Его жертвы. Россия-матушка богата святынями, к которым едут паломники со всего мира, так что пройдемся для начала по родным местам.

О традиции православного паломничества. Протоиерей Владимир Головин

Паломничество в древней Руси и России

Паломничество на Руси можно разделить на две самостоятельные ветви, определенные самой историей христианской религии: собственно паломничество на Святую Землю и паломничество по святым местам на территории Руси, как центре мирового православия. Паломничество на Святую Землю началось на Руси в первые времена христианства. Историки относят первых документально подтвержденных паломников к XI веку. Так в 1062 г . Палестину посетил дмитриевский игумен Варлаам. К паломничеству назначались духовные лица, владеющие грамотой и способные донести свои впечатления для церкви. По существу первым русским паломником, который оставил достаточно детальные записки о странствовании на св. Землю, был игумен Даниил. Он оставил записки, известные как «Хождение» (1106-1107гг.), которые были переписаны в большом количестве, сохранились и многократно издавались в XIX в., а также и ранее. Другой известный паломник – новгородский архиепископ Антоний, совершивший паломничество по русским святым местам в конце XII в. Им составлены уникальные описания Софийского собора и его сокровищ, которые позднее были утрачены в результате войн и разорения. В 1167 г . паломничество в Иерусалим совершила преподобная Евфросиния Полоцкая (дочь князя полоцкого Святослав-Георгия Всеславовича). В 1350 г . паломничество на св. Землю совершил новгородский инок Стефан, оставивший подробнейшие описания царьградских святынь. Известно, что он также посетил Иерусалим, но письменные описания утрачены. В 1370 г . паломничество в Иерусалим было совершено архимандритом Агрефенья, который оставил уникальные описания святынь Иерусалима (изданные в 1896 г .). далее в этот период конца XIV в. известны путешествия в Иерусалим, Константинополь и Афон диакона Игнатия Смолянина и новгородского архиепископа Василия. Известно «хождение священноинока Варсонофия к святому граду Иерусалиму», открытое в рукописи первой четверти XVII в. в 1893г. Н. С. Тихонравовым. Оно содержит в себе описание двух паломнических ходов: в 1456г. – в Иерусалим из Киева через Белгород, Царьград, Кипр, Триполи, Бейрут и Дамаск, и в 1461-1462гг. – через Белгород, Дамиетту, Египет и Синай. Варсонофий – первый из русских паломников, описавший достаточно подробно и точно св. гору Синайскую.
С середины XV в. в истории русского паломничества наступает новый этап. После взятия Константинополя турками окончательно были утрачены многие христианские святыни Востока. Паломничество стало делом трудным и небезопасным. Формируется институт и традиции паломничества к местным святыням. Русское паломничество на св. Землю в период XV- XVI вв. малозначительно по численности, описаний путешествий мало. К известным следует отнести хождение в 1558-1561гг. купца Василия Познякова, который дал уникальное описание иерусалимских и синайских святынь. Официальному поручению обязан своим происхождением и известный «Проскинитарий» Арсения Суханова – иеромонаха, строителя Троице-Сергиева Богоявленского монастыря и келаря Троице-Сергиевой лавры. В 1649г. он побывал на Афоне, а в феврале 1651г. он посетил Константинополь, Хиос, Родос и др. острова Греческого архипелага, проник в Египет и Иерусалим, через Малую Азию и Кавказ вернулся в июне 1653г. в Москву. Благодаря богатой «милостыне», которой снабдили его, Арсению удалось вывезти из Афона и других мест 700 уникальных рукописей, которые считаются украшением Московской синодальной библиотеки.
Позднее в XVIII в. известно паломничество путешественника Василия Киевского, который посвятил себя изучению православного Востока. На Руси складывается твердое убеждение в том, что православная вера сохраняется в чистоте своей только здесь, что Святая Русь остается единственным православным царством. Многие церковные деятели того периода призывают совершать паломничество в предела Руси, черпать благочестие и воспитывать национальными истоками. Наступают времена массового паломничества по русским святым местам. В XVI-XVII вв. Русь была признана центром Православного мира уже и за пределами государства. Представители поместных православных церквей посещали Московское государство с паломническими целями. Центрами паломничества стали Валаам, Соловки.
Иногда в паломничество отправляются «в покаяние», чтобы подвигом паломничества очиститься от греха. Часто русские люди предпринимали обетные паломничества – по обету, данному Богу в болезни или скорби житейской. Еще чаще к святыням шли болящие, чающие исцеления от телесной или душевной немощи через прикосновение к святыне.
Имеет место паломничество по призванию, когда Сам Господь или какой-либо святой во сне или видении призывал человека отправиться туда-то. Русские паломники чаще всего ходили в Киев, желая посетить «Матерь городов русских», с ее святынями, прежде всего Киево-Печерскую лавру, ее Ближние и Дальние пещеры с многочисленными мощами святых подвижников. Важнейшим российским центром паломничества в XV в. являлась Троице-Сергеева лавра, куда поклониться игумену земли русской, преподобному Сергию, ходили по традиции даже русские цари. В XIX-начале XX вв. Особенно посещаемыми центрами паломничества стали также Саров и Оптина пустынь. Последняя из них стоит несколько особняком. В Оптину совершались паломничества исключительно с целью общения со старцами.
В паломничество обычно отправлялись в теплое время года. Это объясняется тем, что настоящим паломникам полагалось идти к святым местам пешком, дабы потрудиться во славу Божию. Православные паломники не имели специального костюма (в отличие от западных пилигримов), но их обязательной принадлежностью был посох, котомка с сухарями и сосуд для воды.
XX в. – время массовых паломничеств по святым местам России. После 1910г. московский священник храма Воскресения в Кадашах отец Николай (Смирнов) начал приходские паломничества по окрестностям Москвы и по дальним обителям. Его примеру последовали и другие. Известно, например, что и после революции в 1920-е годы приход храма святого Митрофания Воронежского под руководством своего настоятеля отца Владимира Медведюка совершал ближние и дальние паломничества (в том числе в Саров). Сегодня возродилась эта благочестивая традиция. Почти каждый храм имеет свой опыт проведения паломнических поездок или походов по российским святыням.

Паломническая деятельность составляет важную обрядовую часть деятельности религиозных организаций, как христиан, так и мусульман, иудеев и других конфессий. По своей сущности это обрядовое путешествие к святому месту, объекту, содержащее все признаки туристической деятельности, но в определенных отношениях стоящие вне таковой, вне массовых видов туризма, принятых в светском обществе.
Большой вклад в развитие путешествий внесло паломничество. Оно в значительной мере способствовало распространению географических знаний, знакомству с культурой других народов. Проходя через множество земель и стран, паломники приносили в устной и, нередко в письменной, форме легенды, песни, сказания. Паломники несли дары и пожертвования церкви, монастыри и местное население предоставляло им кров и пищу.
Важная роль паломничества определена как миссионерская и несение просвещения и укрепления веры. В основе паломничества лежит именно любовь к святыне. Православные идут к святыням, ищут душевного приюта и утешения. Многие находят выход из тяжелого душевного состояния именно в паломничестве.

«Есть на Востоке, под синим сводом небес, небольшой уголок земли, предназначенный издревле Самим Творцом быть сосредоточием чаяний всех народов и племен, ищущих истинного Бога и провидения Его на земле… В представлениях христианских народов обетованная эта страна всегда казалась вершиной мира, увенчанная Животворящим Крестом, на котором принесена была страшная жертва о роде человеческом», – так писал об универсальном значении Святой Земли в религиозной жизни людей путешественник Федор Греков. Поэтому совсем неудивительно, что с давних пор сердца христиан стекались к этой «вершине», чтобы поклониться местам рождения, жизни, страданий, смерти и воскресения Господа Иисуса Христа. И этот процесс продолжается в наши дни. Сегодня мы наблюдаем подъем паломнического движения из нашей страны к христианским Святыням Палестины. В связи с этим возникает интересный вопрос – когда же нога первого русского богомольца вступила в пределы Обетованной Земли, положив тем самым начало русскому присутствию в Палестине?

Панорама Иерусалима

История паломничества русских богомольцев в Святую Землю имеет обширную историю и уходит вглубь веков. Сегодня невозможно достоверно установить ни имени первого русского паломника, ни точного времени его паломничества в Святую Землю, так как история не сохранила для нас этих сведений. Традиционно считается, что паломнические поездки начались примерно с начала X века. Уже к концу этого столетия, то есть после принятия Русью христианства, паломничества к Святым Местам уже являлись неотъемлемой составляющей христианской культуры, а главная роль в установлении контактов с Палестиной отводилась князю Владимиру. Но до Крещения Руси сведений о паломничествах либо о путешествиях в Святую Землю мы не обнаруживаем. Итак, буквально с первых дней христианства у славян появляется тяготение к посещению Палестины. Свидетельства этому мы находим уже во времена равноапостольного князя.

Святой князь Владимир

В XI веке в древнерусской литературе появляются новые сведения о паломничествах. Около 1022 года в Курске происходит встреча юного Феодосия Печерского со странником из Иерусалима. В XII столетии Святую Землю посетили игумены Варлаам и Даниил. Паломничество игумена Варлаама проходило в 1060-е годы и описано в «Житии преподобного Феодосия Печерского». Другое известное нам путешествие – «Хождении игумена Даниила». Русский игумен оставил нам подробное описание своего путешествия в Святую Землю. Его рассказ о Палестине разошелся во множестве списков по всей Руси и сохранился до наших дней. Также к XII веку относится «Житие… преподобной Евфросинии, игуменьи Спаса-Вседержителя в граде Полоцке», написанное вскоре после кончины святой.

Святая Ефросиния Полоцкая

Этот литературный памятник повествует о паломничестве к Святым Местам преподобной княгини и содержит интересные сведения о возникновении примерно в 1160-е годы в Иерусалиме или в его ближайших окрестностях первых русских монастырей. Также замечание о русских обителях в Палестине содержится в «Житии святого Саввы Сербского» середины XIII века. Его автор уверяет, что во время своего первого паломничества в Святую Землю в 1229 году святитель жил в русском монастыре. Похожие данные содержит «Паломничество в Святую Землю» Вюрцбургского пресвитера Иоанна, который побывал в Иерусалиме около 1165 года. Священник включает Русь в список народов, содержавших в Иерусалиме свои часовни и церкви.

Вообще XII век считается эпохой первого расцвета древнерусского паломничества в Святую Землю. Главной причиной этого явления стало основание крестоносных государств в Палестине после первого крестового похода. Примерно в это же время в славянском языке возникло само слово «паломник». Оно происходило от латинского слова palmarius, которое в свою очередь восходит к слову palma, напоминавшему о сохранившемся обычае захватывать с собой пальмовую ветвь в знак совершенного паломничества.

Путешествия к Святым Местам стало настолько значительным фактором общественно-церковной жизни Руси XII века, что уже сама Церковь в лице отдельных иерархов вынуждена была предпринимать меры для его упорядочивания и разумного ограничения. Например, древнерусский памятник XII века «Вопрошание Кириково» содержит рассуждения Новгородского епископа Нифонта в отношении ограничений паломничеств в Святую Землю.

В 1187 году крестоносное войско было разгромлено при Хаттине египетским и сирийским султаном Саладином, и крестоносцы были вынуждены покинуть Иерусалим. Это было одной из причин заката первой волны русских хождений к Святым Местам. Другой причиной стало монгольское нашествие на Русь. Оно привело к тому, что примерно с 1240-х годов паломническое движение из Руси в Палестину надолго погрузилось в экономический и политический упадок. Об этом свидетельствует отсутствие сколько-нибудь внятных и полных сведениях о хождениях в Святую Землю в течение всего XIII века в древнерусской литературе.

Паломнические традиции путешествий в Палестину возрождаются только в 30-х годах XIV века. Отчасти это было связано с «потеплением» религиозного климата в Святой Земле, связанного с изгнанием крестоносцев. Отчасти с окончанием монгольского нашествия.

Следует отметить, что паломничества этой эпохи были весьма сложным и подчас опасным мероприятием. Странникам в Святую Землю приходилось прилагать колоссальные усилия, чтобы достигнуть цели своих странствий и возвратиться назад. Часть паломников вовсе не достигала Святых Мест либо не возвращалась обратно. Связано это было как с физическими трудностями пути, так и с многочисленными опасностями, ожидавшими путников на пути в Палестину. Одной из самых страшных напастей являлись разбойнические нападения арабов и турок-сельджуков. Именно из-за этой угрозы упомянутый нами игумен Даниил, посещая Святые Места, всегда следует за отрядами короля Балдуина либо просит его о помощи в посещении последних.

Наступивший XV век вновь оказался переломным в истории русского паломнического движения. Завоевание турками Константинополя в 1453 году и уничтожение Византии изменило политическую и духовную жизнь всей Европы и сильно отразилось на паломническом движении в Святую Землю. С этого момента святыни христианского мира постепенно оказались во вла-дении Османской империи – государства, проводившего агрессивную политическую и религиозную экспансию в христианском мире. Особенно затруднительным и опасным паломничества стали с 1517 года, после победы турок над египетскими мамлюками и окончательном присоединении Палестины, Сирии и Финикии к владениям Порты. Примерно в этот же период обостряются отношения Турции и Московского княжества, которые еще больше усилили нетерпимость мусульман к православным христианам. В силу религиозно-политических потрясений в XV веке происходит изменение восприятия самого Константинополя в сознании русского народа. Гибель христианской империи воспринималась, как кара Божья за вероотступничество и предательство Православия. Позже все эти изменения монах Филофей выразил в концепции новой «русской идеи», суть которой сводилась в трансли-терации империи на Русь и «превращении» Москвы в Третий Рим. Эти процессы привели к затуханию путешествий в Палестину примерно с начала XVI века. Однако полностью оно не пресеклось. Частные паломнические поездки продолжались.

Политическая обстановка стала меняться только в начале XVIII века после подписания в 1699 году мирного договора в Карловицах в связи с победой России над Турцией. Тогда в лице Петра I Российское государство впер-вые получило возможность выступить в защиту христиан Турецкой империи. Этот договор оговаривал все права русских паломников в Иерусалиме, а уже в 1700 году было достигнуто соглашение об их полном и свободном доступе в Святую Землю. Сохранилось даже интересное предание, повествующее о том, что якобы у Петра было желание «переместить» в Россию Гроб Господень.

Купола храма Гроба Господня

С петровского времени Россия оказывала помощь христианам, находившимся под игом Турции, посылая на Ближний Восток большие материальные пожертвования. Священник Иоанн Лукьянов, посетивший Иерусалим в 1710–1711-м году пишет, что в храме Воскресения Христова «иконное письмо все московское: царское подаяние наших государей, а письмо – верховных мастеров». В правление императрицы Анны Иоанновны в смете Святейшего Синода возникают «отдельной строкой» так называемые «палестинские штаты»: специальная комиссия, перед которой ставилась цель упо-рядочить финансирование православных патриархатов и ряда монастырей. Такое положение вещей сохранялось и к началу XIX века.

В статье магистранта II курса церковно-исторического отделения академии Кирилла Куницына рассматривается история русского паломничества к святыням Палестины от Крещения Руси до XIX века.

Назаренко А.В. Русские в Святой Земле. // Русская история. № 3 (17). М.: 2011. С. 20.

На основе народных преданий, концом Χ века датируется былина о хождении в Иерусалим сорока калик со каликою.
Церпицкая О.Л. Архимандрит Антонин (Капустин) и русские святыни на Святой Земле. // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 21-22. 2000. С. 47.
Библиотека литературы Древней Руси. СПб.: Наука, 1997. Т. 1. С. 30.
Прохоров Г.М. Игумен Даниил и его «Хождение» в русской духовной традиции. // Православный Пале-стинский сборник. Вып. 105. М.: 2007. С. 172-178.
Августин (Никитин), архимандрит. Святая Земля. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, 2011. С. 10.
Августин (Никитин), архимандрит. Указ соч. С. 10.
Назаренко А.В. Указ. соч. С. 22.
Назаренко А.В. Русь и Святая Земля в эпоху крестовых походов. // Богословские труды: Юбилейный сбор-ник. К 150-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме. Сб. 35. М.: Изд-во Московской патриархии, 1999. С. 179-196.
Житенев С.Ю. Русские православные паломники в Иерусалиме в X–XVI вв. // Православный Палестинский сборник. Вып. 105. М.: 2007. С. 100-108.
Бушуева С.В. Проблема Святых мест в ближневосточной политике Российской империи XIX века. Авто-реферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. ист. наук – Нижний Новгород. 1999. С. 10.
Житенев С.Ю. Указ. соч. С. 100-108.
Stavrou Th.G. Russian Interests in Palestine. 1882 – 1914. Thessaloniki. 1963. P. 7-8.
Сформировалась она не без влияния описаний паломничества на Восток в 1493 г. дьяка Михаила Григорь-евича Мисюрь-Мунехина, в которых отразились новые религиозно-политические веяния русской мысли.
Подробнее о поездках в Св. Землю см.: Житенев С.Ю. История русского православного паломничества в X-XVIII веках. М.: Индрик, 2007.
Августин (Никитин), архимандрит. Теория и практика паломничества Православной Церкви: из истории паломничества в Святую землю. (Цит. по: Полетаева Т.А. Русские миссионеры на Святой Земле. К истории вопроса о состоянии христианства в Палестине с первых веков до первой половины XIX в. // Миссионерское обозрение. №8. 2006. С. 14.)
Там же. С. 15.

Паломничество

В различных религиях существует явление, которое на русском языке обычно выражается понятием "паломничество". Несмотря на общность наименования, традиции паломничества, критерии его оценки в различных религиях существенно различаются. Поэтому слово "паломничество" в полном смысле правильно употреблять лишь по отношению к христианскому паломничеству.

Понятие паломник происходит от слова пальмовник, что является переводом соответствующего латинского слова. Им первоначально называли богомольцев - участников крестного хода в Святой Земле в праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется еще Неделя ваий, или в русской православной традиции Вербное воскресенье). Впоследствии паломниками стали называть не только богомольцев, путешествующих в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.

Православное паломничество

На VII Вселенском Соборе, ознаменовавшем победу над ересью иконоборчества, было принято определение, согласно которому Богу подобает служение, а иконам следует воздавать поклонение. Это определение, имеющее характер церковного догмата, связано и с темой православного паломничества. Паломники в византийской церковной традиции называются поклонниками, то есть людьми, которые совершают путешествие с целью поклонения святыням.

Поскольку определение VII Вселенского Собора не было принято на католическом Западе, возникла разница и в понимании паломничества внутри христианства. Во многих европейских языках паломничество определяется словом пилигрим, что в переводе на русский язык означает только странник. Паломники в Католической Церкви совершают молитвы на святых местах, занимаются медитацией. Однако то поклонение святыням, которое существует в Православной Церкви, в католицизме отсутствует.

Еще дальше отошли от Православия протестанты, не почитающие ни святых, ни иконы, ни святые мощи. По причине такой разницы в понимании паломнической традиции в христианстве, можно говорить о православном паломничестве.

Паломничество и туризм

В наше время нередко можно услышать такие словосочетания, как: "паломнический туризм", "паломнический тур", "паломническая экскурсия" и т.д. Все эти выражения проистекают от непонимания сути паломничества, от сближения его с туризмом по чисто внешнему сходству. И паломничество, и туризм связаны с темой путешествия. Однако, несмотря на сходство, они имеют разную природу. Даже посещая одни и те же святые места, паломники и туристы делают это по-разному.

Туризм - это путешествие с познавательными целями. Одним из популярных видов туризма является религиозный туризм. Главное в этом виде туризма - знакомство с историей святых мест, жизнью святых, архитектурой, церковным искусством. Обо всем этом рассказывается на экскурсии, которая является для туриста самым главным элементом путешествия. Экскурсия может быть также частью и паломничества, но только не главной и не обязательной, а вспомогательной. Главное в паломничестве - это молитва, богослужение и религиозное поклонение святыням. Православное паломничество - часть религиозной жизни каждого верующего человека. В процессе совершения паломничества основным во время молитвы является не внешнее исполнение обрядов, а тот настрой, который царит в сердце, духовное обновление, которое происходит с православным христианином.

Призывая своих верующих к совершению паломничества, Русская Православная Церковь с уважением относится и к туристам, посещающим христианские святыни. Церковь считает религиозный туризм важным средством духовного просвещения наших соотечественников.

Несмотря на то, что паломничество, по сути, представляет собой религиозную деятельность, в Российской Федерации оно до сих пор регулируется туристским законодательством.

Традиция паломничества на Руси

Русское православное паломничество ведёт своё начало с первых веков распространения христианства в Древней Руси, т.е. с IX-X вв. Таким образом, русскому православному паломничеству уже более 1000 лет. Русские люди всегда воспринимали паломничество в качестве святого дела, необходимого каждому верующему. Сначала паломничество на Руси воспринималось как богомолье к святым местам Вселенского Православия - в Святую Землю, в Египет, на Афон и так далее. Постепенно на Руси возникли и свои центры паломничества. Путешествие к ним всегда воспринималось как духовный и физический подвиг. Вот почему на поклонение часто отправлялись пешком. Собираясь в паломничество, православные христиане получают благословение на его совершение у епархиального архиерея, или у своего духовного наставника.

"Православный паломник", N 5, 2008

http://www.bogoslov.ru/text/487732.html

Лучшие статьи по теме