Автомобильный портал - Фаворит
  • Главная
  • Разное
  • Политический процесс. Политический процесс: сущность, структура, стадии На что направлен политический процесс

Политический процесс. Политический процесс: сущность, структура, стадии На что направлен политический процесс

Введение

Политология изучает не только политические институты, например, государство, партии, сущность политики и политической власти, но и процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия правительства, парламентов, партий и других политических сил. Исследуются причины возникновения той или иной политической проблемы, как эта проблема попадает в повестку дня общества, как на нее реагируют институты управления, какие решения по ней принимаются. Иными словами, речь идет о политической практике, организационной и контрольной деятельности, конкретном управлении, подборе и расстановке кадров, обсуждении и принятии решений, обмене информацией между субъектами политического процесса и многом другом. Это и есть политический процесс, который формируется и направляется прежде всего силами, находящимися у власти, принимающими основные политические решения.

Иногда политический процесс сравнивают с двуликим Янусом -- римским божеством дверей, входа и выхода, всякого начала, одно лицо которого обращено в прошлое, другое -- в будущее. Подобно ему, политический процесс связан с прошлым и направлен в будущее, хотя и совершается в настоящем времени. Он отражает политическую реальность, которая складывается не по желанию лидеров и предписаниям ученых, а является результатом переплетения, борьбы интересов различных политических сил, социальных групп, поведения этих групп и граждан, их представлений о том, что бы они хотели получить от правительства и государства. В политическом процессе действуют живые люди со своими надеждами, ожиданиями, предрассудками, уровнем культуры, образования.

Политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества.

Политический процесс

Сущность политического процесса

Термином «процесс» (от лат. processus - продвижение) - обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Политический процесс представляет собой последовательную, внутренне связанную цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Политический процесс - это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле - целенаправленная и связанная деятельность социальных и институциональных субъектов политики на протяжении определенного промежутка времени по осуществлению политических решений.

Политический процесс в целом: ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей; форма функционирования определенной политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.; обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.).

Политический процесс выступает в качестве функциональной характеристики политической жизни в целом, определяя исполнение субъектами власти своих специфических ролей и функций. Анализируя содержание политического процесса по «вертикали», можно сказать, что он включает две основные формы политического волеизъявления граждан. Во-первых, это - различные способы презентации рядовыми участниками политического процесса своих интересов в разнообразных видах политической деятельности: участие в выборах, референдумах, забастовках, общественно-политических движениях и т.д. Во-вторых, принятие и реализация управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами.

Цели, которые ставят перед собой субъекты политической деятельности, различны. Они могут быть направлены на укрепление политической системы, ее реформирование или разрушение. Мотивация тех или иных целей кроется в потребностях и интересах людей. Потребность означает нужду в чем-либо, интерес направлен на создание условий для удовлетворения потребностей. В политике к ним относятся завоевание власти или влияние на нее.

Главными потребностями людей, на удовлетворение которых направлена политическая деятельность, являются экономические и материальные потребности. Политические интересы могут порождаться и собственно политическими потребностями: в причастности к власти ил осуществлении ее, в удовлетворении групповых или личных политических амбиций (тщеславие, самолюбие), также духовными, культурными нравственными, экологическими проблемами, решение которых так или иначе связано с политическими решениями.

Потребности становятся политическими интересами вызывают определенные политические действия тогда когда люди осознают, что удовлетворение потребностей и интересов зависит от их влияния на власть и изменений в политической системе. Такому осознанию помогают субъекты политической деятельности, в частности политические партии, которые объединяют наиболее политически подготовленных, смелых людей, способных пойти на; личные жертвы ради достижения поставленной политической цели.

Определенную роль в политической деятельности по поводу замены или изменения власти могут сыграть и политические элиты, общественные организации, общественные движения, трудовые коллективы, выдвигая политических лидеров -- основных проводников политики того или иного класса или социальной группы. В свою очередь выдающиеся личности нередко выступают в качестве организаторов политических партий, общественных движений (например, В.И.Ленин, Л.Валенса и др.).

Особое место в политических процессах принадлежите государству. Оно одновременно является и объектом, и субъектом политической деятельности. Объективность состоит в том, что на него чаще всего направляются действия политических сил. Субъектность проявляется прежде всего в том, что в его функции входит регулирование взаимоотношений между другими субъектами политичен кой деятельности -- классами, нациями, политическими партиями и т.д. Оно также имеет полномочия принимать решения, приводящие к изменениям в политической системе, в том числе и кардинальным.

Политическая деятельность реализуется в практических действиях, направленных на реализацию политических целей, выполнение политических программ. Эти действия осуществляются в определенных формах.

Обычно выделяют две формы политического действия -- мирную (ненасильственную) и насильственную.

Важнейшим мирным Политическим действием является реформа, под которой понимается изменение, преобразование, переустройство сторон общественной жизни при сохранении основ существующего строя. Реформы в отличие от революций не предусматривают перехода власти от одного класса к другому и способствуют экономическому и социальному прогрессу.

К мирным способам политического действия примыкает конформизм (от лат. conformis -- сходный, подобный), т.е. приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т.п. У конформистов слабы или вообще отсутствуют собственные позиции. Они покорно следуют за любым политическим курсом, подчиняются обладающему большей силой политическому субъекту или авторитету. В нашем обществе у многих людей конформистская позиция проявляется в формулах "я человек маленький", "моя хата с краю" и т.п.

К мирной, ненасильственной форме политического действия можно отнести парламентские способы и методы решения политических проблем, например путем внесения изменений в конституцию, принятия законов, заключения договоров, проведения выборов, а также межпартийных, межгосударственных и межгрупповых переговоров.

Наиболее характерными насильственными действиями являются война, революция, контрреволюция, диктатура, терроризм.

Война -- это вооруженная борьба между государствами, классами или этническими общностями. Она бывает межгосударственной, гражданской, или межнациональной (межэтнической). Война, как отмечал немецкий военный теоретик К. фон Клаузевиц, есть продолжение государственной политики, политических отношений иными (насильственными) средствами.

Особенно опасны войны в наше время, время ядерного и химического оружия, когда любая локальная война может привести к мировому военному пожару.

Революция -- это качественное изменение в развитии природы, общества и познания (например, геологическая, научно-техническая, культурная, социальная). Социальная революция предполагает коренной переворот в социально-экономической и политической структуре общества. Первым актом, знаменующим переход от одной общественно-экономической формации к другой, является революция политическая, т.е. завоевание политической власти революционным классом. Она может совершаться в мирных и немирных формах. Вопрос о завоевании власти -- главный вопрос любой революции.

Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. Поскольку господствующие (или господствовавшие) классы добровольно не отдают власть, контрреволюционное сопротивление в той или иной форме сопровождает всякую революцию.

Диктатура -- система политического господства, неограниченная власть группы, личности. Диктатура есть и особый способ осуществления власти с применением насильственных методов, репрессий, вооруженной силы. Диктатуру делят на революционную и авторитарную.

Одним из экстремистских (крайних) способов политического действия является террор. Террор (от лат, terror -- страх) -- расправа с политическими противниками насильственными способами (убийство, нанесение тяжелых увечий), использование различных средств для вызывания страха у политических противников, населения для дестабилизации обстановки в стране или на определенной территории. Помимо убийств используются шантаж, захват заложников, взрывы транспортных средств, зданий и др. В последнее время широкое распространение получил международный терроризм, используемый в межгосударственных отношениях, а также между различными политическими силами, консолидирующимися в международном масштабе (разного рода левацкие организации, религиозные, националистические).

В процессе демократизации советского общества в ряде регионов используются стихийные формы массового политического действия: митинги, шествия, забастовки. Вместе с этими цивилизованными формами манифестации политических взглядов и различных требований имеется немало случаев и агрессивных действий толпы, приводящих к человеческим жертвам.

Стихийное поведение чаще всего является массовой реакцией людей на экономический и политический кризисы, на ухудшение социального положения. Нередко стихийные массовые действия носят иррациональный (неразумный) характер. Они используются силами, стремящимися отвести от себя гнев людей и направить его против формируемого ими "образа врага". Их нередко используют нечистоплотные политики для того, чтобы нажить себе политический капитал.

Наиболее податливыми для массовых политических действий являются так называемые маргинальные слои, или люмпены. В древности их называли "охлосом" (чернью) в отличие от "демоса" (народа). Отсюда происходят и понятия "охлократия" -- власть толпы и "демократия" -- власть народа. Нередко толпа вовлекает в свои действия людей и с более высоким социальным статусом, в том числе и представителей интеллигенции.

Вместе с толпой выходят "вожди", которые обещают, легкий путь решения экономических и политических проблем, используя при этом расовые, национальные, религиозные и другие предрассудки. "Вождям" нужна власть, которую они хотят получить с помощью толпы в условиях страха или недовольства масс существующим положением.

Из-за анонимности толпы и ее безответственности человек способен на действия (даже убийство), которые бы он никогда не совершил, будучи один. В толпе человек легко приносит в жертву коллективизму свои личные интересы. В ней он легко поддается внушению, массовому гипнозу (например, влияние на толпу Гитлера, Кашпировского, музыкальных ансамблей, певцов, футбола).

Превращение таких демократических форм выражения политических потребностей, как демонстрация и митинги, в буйство толпы с ее агрессивными, неконструктивными действиями не может не вызывать беспокойства у людей. В связи с этим еще острее встает вопрос о формировании у населения демократической политической культуры, цивилизованных форм политической деятельности и политического участия.

Органы государства и другие субъекты политики, оказывая воздействие на взаимоотношения различных социальных групп, используют разнообразные виды регулятивной деятельности: правовую, управленческую, организационную, воспитательную, агитационную. Они применяют при этом различные средства политического воздействия: средства массовой информации и пропаганды, политические науки, системы политического образования, литературу и искусство, тесно взаимодействующие с государственными органами партии и другие общественные организации, а также судебную систему, органы охраны общественного порядка и госбезопасности, армию и др.

Термин «процесс» заимствован политологией из кибернетики, где под ним понимается любая последовательность наступающих один за другим и нередко поочерёдно взаимосвязанных событий, ведущих к конкретному результату.

В политологии распространены три основные точки зрения на определение политического процесса: во-первых, под политическим процессом понимают все, что происходит в политике, во-вторых, отождествление этой категории с категорией «политика», в-третьих, трактовка понятия «политический процесс» как смены состояний политической системы общества. Таким образом, политический процесс,- в широком смысле это «совокупная деятельность социальных общностей, общественных объединений и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели», а в узком смысле - «деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений».

Наличие в обществе политических процессов свидетельствует о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты со своими субъективными интересами и целями взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции.

Политология оперирует несколькими методологическими подходами к определению сущности и содержания политического процесса:
институциональный подход связывает политический процесс с трансформацией институтов власти - основных субъектов политического процесса;
артикуляционный подход рассматривает содержание политического процесса через артикуляцию социальных потребностей в политической сфере в процессе реформ, принятия политических решений и т. д.;
социологический подход рассматривает политический процесс через анализ воздействия социальных и социокультурных факторов;
интеракционистский подход рассматривает политический процесс как взаимодействие политических акторов в определенном политическом пространстве в определенное время для достижения определенных политических целей;
бихевиористский подход рассматривает политический процесс в виде результирующего вектора поведения, политических воль и интересов субъектов политики;
структурно-функциональный подход рассматривает политический процесс как определенный порядок действий социальных субъектов, посредством которых происходит формирование, преобразование и функционирование политической системы.

Структурно политический процесс включает следующие элементы: субъекты и участники процесса; объект процесса; средства, методы, ресурсы, которые связывают субъект и объект-цель.

Субъекты представляют собой активных акторов политического процесса, действующих осознанно и целенаправленно. Участники процесса - пассивные лица (группы), вовлеченные в него случайно и даже помимо их воли, порой не в полной мере осознающие смысл и значение происходящего. Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т. д.), организованные и неорганизованные группы людей, индивиды.

Объектом политического процесса является любая политическая проблема (цель). В каждом политическом процессе может решаться не одна, а несколько политических проблем.

Ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.

Функционирование и эффективность политического процесса постоянно находятся под влиянием следующих факторов: степень разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной) и их уравновешенность; уровень централизации (децентрализации) власти; качество взаимодействия партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы нахождения и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, связи между политическим руководством и техническим аппаратом управления, отношения между отраслевыми сегментами правящей элиты, уровень коррумпированности элиты).

Политические процессы в зависимости от тех или иных субъективных и объективных факторов могут иметь разные режимы протекания:
функционирования - простое воспроизводство повторяющихся политических отношений (это, как правило, стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов; легитимная политическая элита уверенно удерживает в своих руках политическую власть; конституция государства одобряется и поддерживается большинством населения);
развития - адекватное реагирование структур и механизмов власти на новые социальные требования и соответствующие изменения в политической системе (эта стадия характеризуется частичными изменениями в государственных органах, что позволяет повысить уровень влияния правящей элиты, ее авторитет и роль в решении вопросов общественной жизни; на этой стадии активизируется деятельность элиты оппозиции, которая создает «теневой кабинет» и борется за влияние на народные массы, на электорат);
упадка - распад целостности политической системы (на определенном уровне политической системы происходит ее застой, стагнация; элита оппозиции настолько набирает политический вес и влияние, что в состоянии сформировать иные, новые формы организации политической жизни; эта иная по направленности динамика политического процесса имеет негативный характер по отношению к существующему институту власти, в результате правящая элита и связанные с нею политические институты теряют свою легитимность).

Политический процесс имеет свои этапы развития. Г.Алмонд и Г.Пауэлл выделили пять основных этапов развертывания политической динамики и соответствующих им носителей:
первый этап - артикуляция индивидуальных и групповых интересов (их носителем выступают групповые объединения);
второй этап - агрегирование интересов путем селекции и объединения разнородных интересов различных индивидов и групп в единой партийно-политической позиции;
третий этап - выработка политического курса на основе интеграции коллективных решений институтов государства;
четвертый этап - реализация принятых решений через функционирование институтов исполнительной власти, которые организуют для этого надлежащие мероприятия и изыскивают необходимые ресурсы;
пятый этап - контроль и арбитраж через деятельность институтов судебного и конституционного надзора, выполняющих функции устранения рассогласований между другими организациями и группами на базе общепризнанных норм.

В политической науке выделяются два способа функционирования политического процесса: консервативно-рутинный и радикально-реформаторский.

Консервативно-рутинный способ направлен на сохранение сложившихся политических институтов (государство, партии, общественные объединения, административный аппарат, судебная система, законодательная власть) и форм правления (политический режим). Он отличается обилием регламентов, упорядочивающих поведение людей в различных сферах их жизнедеятельности, делегированием значительного количества властных полномочий наверх, отсутствием плюрализма политической системы и оппозиции.

Радикально-реформаторский политический процесс несет в себе удовлетворение новых общественно-политических потребностей. В нем функционируют гибкие формы организации. Он ведет к качественному обновлению прежних задач, изменению средств и способов политической деятельности. Отношение к новизне в этом случае всегда позитивное и противостояние к инновациям носит разумный характер.

Таким образом, политический процесс - это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. Между политическими процессами как внутри общества, так и международными политическими процессами всегда есть различия.

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.

“Нельзя построить счастливый мир на крови; на согласии – можно”.

Постулат

§ 1. Сущность политического процесса

Термином “процесс” (от лат. processus – продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Политический процесс представляет собой последовательную, внутренне связанную цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Политический процесс – это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле – целенаправленная и связанная деятельность социальных и институциональных субъектов политики на протяжении определенного промежутка времени по осуществлению политических решений.

Политический процесс в целом: ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей; форма функционирования определенной политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.; обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.).

Политический процесс выступает в качестве функциональной характеристики политической жизни в целом, определяя исполнение субъектами власти своих специфических ролей и функций. Он выражает вполне определенную Совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере. В политическом процессе взаимодействуют различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения и преобразования в политической сфере общества.

Раскрывая содержание политики через реальные формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как осуществление этих ролей воспроизводит или разрушает различные элементы политической системы, показывает поверхностные или глубинные ее изменения, переход от одного состояния к другому. Политический процесс раскрывает характер движения и социодинамики политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Он представляет собой совокупность действий институализированных и неинституализированных политических субъектов по осуществлению своих основных функций в сфере власти, ведущих к изменению, развитию или распаду данной политической системы общества.

Анализируя содержание политического процесса по “вертикали”, можно сказать, что он включает две основные формы политического волеизъявления граждан. Во-первых, это – различные способы презентации рядовыми участниками политического процесса своих интересов в разнообразных видах политической деятельности: участие в выборах, референдумах, забастовках, общественно-политических движениях и т.д. Во-вторых, принятие и реализация управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами.

Политические процессы развертываются как в мировых масштабах, так и в рамках политической системы общества, отдельного региона, локальной территории. Их можно типологизировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений. По характеру, значимости и формам развития (протекания) политические процессы бывают базовые (по проблемам развития всего общества) и периферийные (по вопросам региона, группы людей), революционные и эволюционные, открытые и закрытые, стабильные и нестабильные, долговременные или кратковременные (период выборов).

Основная проблема политического процесса – проблема принятия и реализации таких политических решений, которые должны, с одной стороны, интегрировать различные интересы граждан, а с другой – учитывать интересы развития и прогресса всего общества.

Дело в том, что выработка общеколлективных целей формируется как бы на пересечении действий, с одной стороны, официальных органов и институтов власти, а с другой – общественности, групп интересов и т.д. Ведущую роль в рассматриваемых действиях играют высшие институты государственной власти. Именно они выступают главным механизмом принятия и осуществления решений. От их деятельности зависит степень централизации власти и распределения полномочий между группами, участвующими в выработке целей политического развития. Благодаря своей устойчивости и мобильности в политическом процессе, властные институты способны поддерживать даже те нормы и цели, которые не отвечают потребностям развития общества, расходятся с политическими традициями населения и противоречат менталитету и интересам граждан. Характер деятельности институтов по сути определяет особенности взаимоотношений политических субъектов, а также ритмы, этапы и темпы политических изменений в обществе.

Деятельность институтов обычно задает и характерные для конкретных обществ циклы политического процесса. Процесс выработки и реализации общегосударственных, общеколлективных решений чаще всего осуществляется ведущими политическими институтами. Например, в демократических странах политический процесс формируется “сверху”. Пик политической активности населения приходится на время выборов в высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти. В то же время при уходе законодателей в летние отпуска (“парламентские каникулы”) политическая жизнь по обыкновению затихает.

С точки зрения системных качеств организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

По характеру преобразования власти политические процессы типологизируются на революционные и эволюционные.

Эволюционный тип политического процесса характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью власти, наличием единых социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых; консенсусом и обязательным наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.

Революционный тип политического процесса развивается в обстановке революционной ситуации или близкой к ней (по В.И. Ленину: “верхи” не могут, “низы” не хотят жить по-старому, высокая политическая активность масс). Для него характерно относительно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр Конституции государства; использование как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; электоральные предпочтения уступают место стихийным произвольным формам массовых политических движений; на всех уровнях власти – дефицит времени для принятия управленческих решений; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликтности традиционной и новой элит.

Целесообразно выделять основные этапы формирования и развития политического процесса:

Его началом можно рассматривать этап выработки и представления политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения.

Третий этап политического процесса – реализация политических решений, воплощения волевых, устремлений институтов власти, различных субъектов политики.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделять стабильные и нестабильные политические процессы.

Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм.

Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти. К этому может привести осложнение международных отношений, спад материального производства, социальные конфликты. Неспособность режима отреагировать на новые потребности общества или его основных групп адекватным образом и вызывает нестабильность политического процесса.

Сущность и содержание отдельно взятого политического процесса определяется исходя из особенностей политической системы и рассматриваемого политического режима . Так демократической системе соответствует такой тип политического процесса, при котором у граждан имеются широкие права в управлении государством , в самом государстве соблюдаются и обеспечиваются права и свободы человека и гражданина. Напротив в тоталитарном типе политической системы политический процесс всецело исключает какую-либо реальную возможность граждан участвовать в политической жизни общества, как отсутствует свобода политического и социального выбора.

По своей структуре «политический процесс состоит из субъектов , носителей политического действия и объекта - цели, которая должна быть достигнута». Политический процесс включает также средства, методы, ресурсы и исполнителей.

Виды субъектов политического процесса:

Кроме субъектов политической деятельности также существуют её участники. Это могут быть социальные группы , отдельные индивиды, различные организации и т.д. Отличием участников от субъектов политической деятельности является то, что первые не имеют определённых политических целей и интересов, возможно, даже не хотят вмешиваться в политическую деятельность, но в силу определённых обстоятельств могут быть "втянуты" в политический процесс.

Политический процесс состоит как из целенаправленных «сознательных усилий субъектов политической деятельности (индивидов, социальных групп , политических партий, государственных органов и др.), так и в результате взаимодействий, которые возникают спонтанно, независимо от воли и сознания участников процесса». Г. Т. Тавадов отмечает: :

Такая совокупность целенаправленных и спонтанных действий субъектов и участников политического процесса исключает какую-нибудь четкую заданность или обреченность политического процесса в развитии событий и явлений. В результате может получиться согласно известной поговорке: «Хотели как лучше, получилось как всегда ».

Во время осуществления своих ролевых задач и позиций участники и субъекты политического процесса должны показать свою «значимость, способность воспроизводить, развивать, изменять или разрушать элементы политической системы ». Отсюда благодаря политическому процессу раскрываются «как поверхностные, так и глубинные изменения, происходящие в политической системе , характеризует её переход от одного состояния к другому».

Структурно в основе политического процесса лежит несколько стадий, которые постепенно претворяются в жизнь, в при этом внутренне всё время остаются друг с другом связанными и циклически повторяются.

Стадии политического процесса

Стадии политического процесса делятся на:

  • Конституирование, образование политической системы ;
  • Воспроизведение компонентов и признаков данной системы;
  • Принятие и выполнение политико-управленческих решений;
  • Контроль функционирования и направления развития политической системы.

Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, в результате чего в ней происходят изменения и преобразования. Поэтому в каждом новом цикле политическая система не копирует себя, а обогатившись новыми сторонами и свойствами (например, появление избирательной системы или нового законодательства , политических блоков, партий и т. д.), в ней происходят политические изменения. Но главный процесс - повторение на новый лад того, что существовало ранее - самовоспроизводства.

На стадии воспроизводства политической системы повторяются и закрепляются, видоизменяются и обновляются исторический тип политической системы , её классовая природа, связи с другими подсистемами общества. Воспроизводятся политические отношения и институты, политические нормы и ценности, символы, язык . Воспроизводятся сами участники политического процесса как выразители определенных политических позиций, носители соответствующих взглядов, исполнители тех или иных политических ролей.

Развитие любого государства — это процесс, который может состоять из самых разных компонентов. Он предполагает решение властями самых разных задач, участие самого широкого спектра субъектов. То же самое можно сказать об одном из аспектов государственного строительства — развитии политической системы. Оно также выстраивается в процесс. Каким могут быть его характеристики?

Что такое политический процесс?

Исследуем процесса. Каким может быть его определение? В российской науке под таковым понимается последовательность событий, явлений и действий, характеризующих взаимоотношения различных субъектов - людей, организаций, органов власти - в сфере политики.

Рассматриваемый процесс может проходить на разных уровнях и в разных сферах жизни социума. Так, например, он может характеризовать коммуникации между субъектами в пределах одного органа власти или всей государственной системы, проходить на муниципальном, региональном или федеральном уровне.

Понятие политического процесса может предполагать довольно широкую трактовку соответствующего термина. При этом каждая из его интерпретаций может означать формирование самостоятельных категорий в рамках рассматриваемого явления. Выделяют, таким образом, различные типы политических процессов, которые могут характеризоваться значительной несхожестью между собой. Рассмотрим данную особенность подробнее.

Классификация политических процессов

Для того чтобы исследовать типы политических процессов, необходимо прежде всего определить возможные основания для классификации данного явления. Какие критерии здесь могут быть применимы?

В российской науке распространен подход, по которому политический процесс может подразделяться на внутриполитический и внешнеполитический — в зависимости от того, какова сущность ключевых субъектов, непосредственно влияющих на его ход.

Другое основание для классификации политических процессов — отнесение их к добровольным или контролируемым. Здесь описываемое явление рассматривается в аспекте характеристик механизмов участия субъектов в соответствующих коммуникациях.

Выделяют такие формы политического процесса, как открытый и теневой. Ключевой критерий здесь — публичность субъектов, влияющих на соответствующие явления.

Есть революционный и эволюционный типы политических процессов. Ключевой критерий в данном случае — сроки, в течение которых реализуются те или иные изменения на уровне коммуникации субъектов, а во многих случаях — методы, с помощью которых они осуществляются.

Политические процессы делятся также на стабильные и волатильные. В данном случае имеет значение то, насколько устойчивым и предсказуемым может быть поведение субъектов, влияющих на ход рассматриваемого явления.

Изучим теперь специфику развития политических процессов в рамках отмеченной классификации подробнее.

Внешнеполитические и внутриполитические процессы

Итак, первое основание для классификации рассматриваемого явления — отнесение его разновидностей к внешнеполитическим или внутриполитическим. Процесс, относимый к первому типу, предполагает участие субъектов, имеющих непосредственное отношение к институтам власти и общества, которые функционируют внутри отдельно взятого государства. Это могут быть люди, занимающие какие-либо должности в органах власти, руководители предприятий, общественных структур, партий или рядовые граждане. Внешнеполитический процесс предполагает, что на его ход влияют субъекты иностранного происхождения — главы государств, зарубежных корпораций и учреждений.

Некоторые исследователи выделяют коммуникации, осуществляемые исключительно на международном уровне. Формируется, таким образом, процесс. События и явления, характерные для него, могут при этом влиять на положение дел в отдельно взятых государствах — например, если речь идет о дискуссиях, касающихся списания в отношении какой-либо страны внешних долгов, или наложении санкций.

Добровольные и контролируемые процессы

Следующее основание, по которому определяются отдельные типы политических процессов — отнесение рассматриваемых явлений к добровольным или контролируемым. В первом случае предполагается, что субъекты, влияющие на ход соответствующих событий, действуют, исходя из личной политической воли, руководствуясь своими убеждениями и приоритетами. Это может выражаться, например, в участии людей в выборах главы государства. Явка на них добровольная, равно как и выбор кандидата. Контролируемые политические процессы предполагают, что субъекты, влияющие на них, действуют, исходя из предписаний закона или, например, в силу административного воздействия со стороны уполномоченных структур. На практике это может выражаться, к примеру, в наличии виз, требуемых одним государством для въезда граждан другого: таким образом контролируется миграционный аспект международного политического процесса.

Открытые и теневые процессы

Следующее основание для классификации рассматриваемого явления — отнесение его разновидностей к открытым или теневым. Политические процессы первого типа предполагают, что субъекты, влияющие на него, ведут деятельность публично. В большинстве развитых государств так и происходит: в частности, люди выбирают президента из числа кандидатов, которые известны всем. Процедуры избрания главы государства зафиксированы в законах и доступны каждому для ознакомления. Президент, которого выбрали люди, имеет известные всем полномочия и реализует их. Но есть страны, в которых высшие должностные лица также выбираются, однако реальные могут принимать непубличные субъекты, сущность которых непонятна для рядовых граждан, а доступ к соответствующей информации закрыт. В первом случае политический процесс будет открытым, во втором — теневым.

Революционный и эволюционный политические процессы

Политические процессы могут различаться в зависимости от методов осуществления их субъектами тех или иных активностей, а также скорости изменений, характеризующих те или иные стороны коммуникаций. Касательно эволюционных процессов: методы, как правило, базируются на положениях источников права — законов, постановлений, распоряжений. Их изменение предполагает задействование довольно продолжительных по времени парламентских и административных процедур. Но в случае нестабильности в государстве источниками, которые предопределяют методы, используемые субъектами политического процесса, могут становиться лозунги, манифесты, требования, не имеющие отношения к действующим законам. В результате чего возможны события и явления, не характерные для первого сценария. Формируется, таким образом, революционный политический процесс. Часто бывает, что при этом значительные изменения касаются всей структуры управления государством.

Стабильные и волатильные процессы

Политический процесс - в обществе, в на международной арене - может характеризоваться стабильностью или, наоборот, волатильностью. В первом случае субъекты, влияющие на соответствующие события и явления, будут опираться на нормы и обычаи, которые заметно не меняются в течение продолжительного времени.

Во втором сценарии возможно обращение к источникам, содержащим положения, которые можно достаточно свободно трактовать или изменять в силу предпочтений субъектов политического процесса.

Структурные составляющие политического процесса

Изучим теперь структурный аспект рассматриваемого явления. Каковы распространенные тезисы российских исследователей, касающиеся данного вопроса? Структура политического процесса чаще всего предполагает включение следующих компонентов:

Субъект (орган власти, общественная, политическая структура или конкретный гражданин, способный влиять на ход соответствующих событий и явлений);

Объект (область активностей субъекта, характеризующая цель его действий, приоритеты, предпочтения);

Методы, на которые опирается субъект при решении своих задач;

Ресурсы, находящиеся в распоряжении субъекта политического процесса.

Изучим более подробно специфику каждого из отмеченных пунктов.

Сущность субъектов политического процесса

Итак, структура политического процесса предполагает включение в него субъектов. Таковыми чаще всего становятся органы власти как самостоятельные учреждения либо конкретные Политический процесс в России, как отмечают многие исследователи, характеризуется значимой ролью личности в соответствующей сфере коммуникаций. В масштабах всего государства ключевую роль может играть президент, в регионе — его глава, в городе — мэр.

Объекты политического процесса

Их природа может быть различной. Так, некоторые исследователи рассматривают экономические и политические процессы в едином контексте, считая первые разновидностью объектов для вторых. Развитие национальной хозяйственной системы, бизнеса, решение проблем занятости граждан — эти проблемы актуальны для любого государства.

Соответственно, целью субъектов политического процесса, являющихся высшими должностными лицами, может быть достижение положительных результатов в соответствующих направлениях работы. То есть экономика в данном случае будет объектом политического процесса.

Методы политического процесса

Сущность методов, о которых идет речь, также может значительно разниться. Субъект власти, призванный решать задачи по модернизации хозяйственной системы государства и иные проблемы, должен прежде всего каким-то образом получить свою должность. В этом случае речь идет о методах, опираясь на которые человек сможет взять власть в свои руки.

Политический процесс в России предполагает, что таковыми будут выборы — на уровне муниципалитета, региона или страны в целом. В свою очередь, фактическое решение задач, например, по модернизации экономики будет реализовываться уже на базе иного метода — законотворчества. К примеру, может инициировать принятие тех или иных правовых актов, направленных на стимулирование развития экономики страны.

Ресурсы политического процесса

Субъект власти может иметь в распоряжении самые эффективные методы решения поставленных задач, однако если в его распоряжении не будет необходимых ресурсов, то реализовать планы не получится. В виде чего может быть представлен соответствующий компонент политического процесса?

Прежде всего это, конечно, капитал. Если говорить о политике, то это могут быть бюджетные средства или заемные. Термин «ресурс» может быть также интерпретирован несколько по-другому — как некий источник для поддержания легитимности власти. Это уже необязательно будут финансы. Таковым ресурсом может стать волеизъявление людей, граждан государства. Формируется, таким образом, предполагающий постоянное взаимодействие власти и общества. При этом, по аналогии с финансовой сферой, ресурс в данном случае можно понимать как кредит доверия со стороны граждан, который субъект государственного управления должен оправдывать.

Итак, рассматриваемый нами термин «политический процесс» может пониматься, с одной стороны, как совокупность событий и явлений, которые наблюдаются на том или ином уровне коммуникаций, а с другой стороны, как категория со сложной структурой, включающая в себя довольно несхожие элементы. В свою очередь, отдельные компоненты политического процесса также будут характеризоваться комплексностью, а их сущность может интерпретироваться посредством самых разных подходов.

Лучшие статьи по теме