Автомобильный портал - Фаворит
  • Главная
  • Разное
  • Рейтинге стран по индексу глобальной конкурентоспособности. Всемирный индекс конкурентоспособности (IMD)

Рейтинге стран по индексу глобальной конкурентоспособности. Всемирный индекс конкурентоспособности (IMD)

Индекс глобальной конкурентоспособности стран за 2018 год показал, что экономика США ближе к «идеальному государству», чем любая другая страна. По шкале от 0 до 100 Америка набрала 85,6 баллов, за ней следуют Сингапур (83,5 балла), Германия (82,8 балла), лидер прошлогоднего рейтинга Швейцария (82,6 балла) и Япония (82,5 балла).

Под конкурентоспособностью авторы , представленного на Всемирном экономическом форуме (World Economic Forum, WEF) понимают способность страны поддерживать высокие доходы, сохранять баланс социально-экономических условий и поддерживать удовлетворенность жизнью у граждан.

Вот как выглядит топ-10 самых конкурентоспособных стран 2018 года

Почему Америка стала самой конкурентной в глобальном плане страной мира

WEF выделяет три аспекта превосходства США среди 140 экономик мира. Это размер рынка, инновационная экосистема (включая предпринимательскую культуру, ее открытость и гибкость) и стабильность.

Тем не менее, США рано почивать на лаврах. По данным ВЭФ, Америка отстает от других стран с развитой экономикой в ​​отношении общественного здравоохранения. В настоящее время в стране средний возраст дожития составляет 67,7 лет. Наблюдается и ухудшение безопасности, так как количество убийств в пять раз превышает средний показатель по другим странам с развитой экономикой. Более того, США занимают 40-е место по такому показателю как система сдержек и противовесов, 15-е место по уровню независимости судей и 16-е место по уровню коррупции.

Зато если рассматривать инновации, то тут американская экономика очень сильна. «Инновации стали одним из важнейших условий для всех стран с развитой экономикой и является приоритетом для растущего числа развивающихся стран. Уже подавляющее большинство из них изо всех сил пытаются сделать инновации важным двигателем роста» , — пишут авторы доклада. «Результаты показывают, что в мире существует всего несколько инновационных тяжеловесов, включая Германию, Соединенные Штаты и Швейцарию».

Место России в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран мира

Место России в рейтинге конкурентоспособности

Российская Федерация находится на 43 месте в списке самых конкурентоспособных стран. Она набрала 65,6 балла из ста, и «прыгнула» сразу на две строчки вверх в сравнении с 2017 годом. Перспективы роста российской экономики составляют в нынешнем году 1,7% и это наивысший показатель за пять лет.

Улучшение показателей России эксперты ВЭФ объясняют стабилизацией условий макроэкономического развития, благоприятными обстоятельствами для инновационного развития и внедрением новых информационных технологий в повседневную жизнь граждан страны.

А слабыми сторонами РФ являются финансовый и потребительский рынки, а также здравоохранение. По уровню развитости они находятся на 86, 83 и 100 местах соответственно. По одной из 12 ключевых «опор» — а именно институтам — Россия набрала всего 52,7 балла, оказавшись на 72-е месте списка.

Самая неконкурентоспособная страна в мире

На региональном уровне страны Африки к югу от Сахары лидируют по концентрации самых неэффективных экономик мира. Восемь из 10 наименее конкурентоспособных стран находятся именно в этом регионе.

А самым неконкурентоспособным государством в 2018 году является Чад (140-е место, 35,5 балла из 100 возможных). На втором месте с конца расположился Йемен (36,4 балла), а замыкает тройку аутсайдеров Гаити (36,5 балла).

Почему глобальная конкурентоспособность имеет значение? Авторы доклада считают, что она способствует повышению уровня жизни и создает ресурсы, необходимые для достижения широкого спектра социальных целей.

Методология создания Индекса глобальной конкурентоспособности

В 2018 году эксперты ВЭФ использовали новую методологию для создания своего ежегодного доклада. Это было необходимо, чтобы отразить сдвиги, произошедшие в мире под влиянием массового внедрения киберфизических систем — так называемой Четвертой промышленной революции.

В Индексе было использовано 98 показателей и 12 «столпов» конкурентоспособности, исходя из которых 140 стран оценивались по:

  1. качеству своих институтов;
  2. инфраструктуре;
  3. внедрению информационных и коммуникационных технологий;
  4. макроэкономической стабильности;
  5. здоровью населения;
  6. высшему образованию и профподготовке;
  7. потребительскому рынку;
  8. рынку труда;
  9. финансовой системе;
  10. размеру внутреннего рынка;
  11. динамике развития бизнеса;
  12. инновационному потенциалу.

Для каждого столпа использовалась шкала от 0 до 100. Чем больше страна набрала баллов, тем ближе ее экономика к идеальному состоянию или «границе» конкурентоспособности.

Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) представили рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности их экономик. Всего в рейтинге 2014 года оценивали 144 страны мира из примерно 200 существующих. Итоговым рейтингом считается комплексная оценка национальной конкурентоспособности в мире.

/

В первой тройке после лидера Швейцарии следуют и США , далее – Финляндия , Германия , Япония , Гонконг , Нидерланды и Великобритания .

Россия занимает 53-е место – это второе место среди стран БРИКС (Китай на 28-м). Среди стран бывшего СССР Россию опережают Эстония (29-е место), Азербайджан (38), Литва (41) и Казахстан (50).

Методология рейтинга

Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК, GCI) рассчитывается из 114 показателей, которые объединены в 12 основных групп — факторы конкурентоспособности. 34 показателя рассчитываются на основе открытых статистических данных ( , бюджетный дефицит, и другие из исследований ЮНЕСКО, МВФ, ВОЗ), а остальные – по оценкам специального опроса более 14 тысяч руководителей средних и крупных предприятий.

Все страны, участвующие в рейтинге, распределяются по стадиям развития экономики. Критерием распределения стран является показатель уровня ВВП на душу населения. Однако, для определения стадии развития стран с высокой зависимостью от минеральных ресурсов, в том числе и для России, применяется второй критерий, который измеряет степень зависимости развития страны от основных факторов. Данный критерий определяется по доле экспорта сырья в общей (товаров и услуг) за последние пять лет. Страны, в которых доля экспорта сырьевых ресурсов в общем экспорте составляет 70% и более, относятся к 1-ой категории развития (стадия факторного развития).

Стадия 1
Факторное развитие
(37 экономик)
Переходная стадия от 1 к 2
(16 экономик)
Стадия 2
Эффективное развитие
(30 экономик)
Переходная стадия от 2 к 3
(24 экономики)
Стадия 3
Инновационное развитие
(37 экономик)
Бангладеш
Буркина Фасо
Бурунди
Вьетнам
Гаити
Гамбия
Гвинея
Замбия
Зимбабве
Йемен
Индия
Камбоджа
Камерун
Кения
Кот-д-Ивуар
Кыргызская Респ-ка
Лесото
Лоасская НДР
Мавритания
Мадагаскар
Малави
Мали
Маянмар
Мозамбик
Непал
Нигерия
Никарагуа
Пакистан
Руанда
Сенегал
Сьерра-Леоне
Таджикистан
Танзания
Уганда
Чад
Эфиопия
Азербайджан
Алжир
Ангола
Боливия
Ботсвана
Бутан

Габон
Гондурас
Иран, Исламская Республика
Кувейт
Ливия
Молдова
Монголия
Саудовская Аравия
Филиппины
Албания
Армения
Болгария
Восточный Тимор
Гватемала
Гвинея
Грузия
Доминиканская Респ.
Египет
Индонезия
Иордания
Капе-Верде
Китай
Колумбия
Македония
Монтенегро
Морокко
Намибия
Парагвай
Перу
Румыния
Сальвадор
Свазиленд
Сербия
Таиланд
Тунис
Украина
Шри-Ланка
Южная Африка
Ямайка
Аргентина
Барбадос
Бахрейн

Венгрия
Казахстан
Коста-Рика
Латвия
Ливан
Литва
Маврикий
Малайзия
Мексика
Объединенные Арабские Эмираты
Оман
Панама
Польша
Российская Федерация
Сейшелы
Суринам
Турция
Уругвай
Хорватия
Чили
Австралия
Австрия
Бельгия
Великобритания
Германия
Гонконг
Греция
Дания
Израиль
Исландия
Испания
Италия
Канада
Катар

Южная Корея
Люксембург
Мальта
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Португалия
Пуэрто-Рико
Сингапур
Словацкая Респ-ка
Словения
США
Тайвань
Тринидад и Тобаго
Финляндия
Франция
Чешская Респ-ка
Швейцария
Швеция
Эстония
Япония

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Региональный рейтинг

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Страны-лидеры

Какие же изменения в рейтинге произошли с докризисного 2007 года до настоящего рейтинга 2014-2015 гг.? Следует особо отметить, что не вполне корректно сравнивать эти рейтинги, так как в разные годы в оценках принимали разное число стран (от 133 до 144), не все страны участвуют из года в год (чаще это касается очень малых стран), но в целом динамика будет представлена вполне адекватно (см. сводную таблицу по всем странам ниже ).

Швейцария уже шестой год подряд возглавляет рейтинг. занимает 2-е место уже четвертый год, поднявшись с 7-го места в 2007 году. США – лидер в докризисное время, с 2009-го года резко ухудшил свои показатели, но в 2014-м вновь вошел в тройку лидеров. Стабильно улучшает свои рейтинговые оценки Гонконг .

С колебаниями, но ежегодно высокий результат показывают Финляндия , Германия , Япония , Нидерланды , Великобритания .

2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-15
1 США США Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария
2 Швейцария Швейцария США Швеция Сингапур Сингапур Сингапур Сингапур
3 Дания Дания Сингапур Сингапур Швеция Финляндия Финляндия США
4 Швеция Швеция Швеция США Финляндия Швеция Германия Финляндия
5 Германия Сингапур Дания Германия США Нидерланды США Германия
6 Финляндия Финляндия Финляндия Япония Германия Германия Швеция Япония
7 Сингапур Германия Германия Финляндия Нидерланды США Гонконг Гонконг
8 Япония Нидерланды Япония Нидерланды Дания Великобритания Нидерланды Нидерланды
9 Великобритания Япония Канада Дания Япония Гонконг Япония Великобритания
10 Нидерланды Канада Нидерланды Канада Великобритания Япония Великобритания Швеция

Топ-10 Мир. Динамика изменений ранговых позиций с 2007 по 2014 гг.

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Страны БРИКС

28 Китай
53 Российская Федерация
56 Южная Африка
57
71 Индия

Страны БРИКС. Динамика изменений ранговых позиций с 2007 по 2014 гг.

Россия в рейтинге GCI

В Отчете глобальной конкурентоспособности Россия находится на переходной стадии от 2 стадии (Эффективное развитие) к 3 стадии (Инновационное развитие). В рейтинге GCI 2014-15 года 53-е место , после кризиса улучшив свои позиции и только за последние два года повысив рейтинг на 14 позиций.

Пятёрка стран перед Россией: Панама, Италия, Казахстан , Коста-Рика и Филиппины. Сразу после России идут Болгария, Барбадос, Южная Африка и .

Среди конкурентных преимуществ нашей страны, по оценке экспертов ВЭФ, огромная ёмкость внутреннего рынка, высокий уровень образования населения, благоприятный макроэкономический фон (низкий ), хорошее состояние инфраструктуры

Самые слабые результаты России: коррупция и фаворитизм (92-е место), институты, (97), суды (109), качество дорог (124), неразвитость финансового рынка (110), инфляция (115), невысокая , распространенность ВИЧ (110), общая налоговая ставка (116), стимулирование инвестировать (122), внешняя и внутренняя конкуренция, торговые барьеры (111), (133-е место из 144!), влияние налогообложения на стимулы к работе (115), трансфер технологий (123).

в Индексе глобальной конкурентоспособности 2014-2015

Ранг
(из 144 стран)
Балл*
ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 53 4,4
Базовые требования 44 4,9
Институты 97 3,5
Инфраструктура 39 4,8
Макроэкономическая среда 31 5,5
Здравоохранение и начальное образование 56 6,0
Факторы эффективности 41 4,5
Высшее образование и профессиональная подготовка 39 5,0
Эффективность рынка товаров 99 4,1
Эффективность рынка труда 45 4,4
Развитость финансового рынка 110 3,5
Технологическая готовность 59 4,2
Размер рынка 7 5,8
Факторы инноваций и сложности 75 3,5
Конкурентоспособность компаний 86 3,8
Инновации 65 3,3

* Балл – от 1 до 7 (лучше).

Подробную таблицу со всеми показателями России см. ниже.

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Другие страны

Ранг Топ-10. Европа Ранг Топ-10. Азия и Океания
1 Швейцария 2
4 Финляндия 6 Япония
5 Германия 7 Гонконг
8 Нидерланды 14 Тайвань (Китай)
9 Великобритания 17 Новая Зеландия
10 Швеция 20 Малайзия
11 Норвегия 22 Австралия
13 Дания 26 Корея, Республика
18 Бельгия 28 Китай
19 Люксембург 31 Таиланд
Топ-10 Латинская Америка Топ-10 Ближний Восток и Северная Африка
33 Чили 12 ОАЭ
48 Панама 16 Катар
51 Коста-Рика 24 Саудовская Аравия
57 Бразилия 27 Израиль
61 Мексика 40 Кувейт
65 Перу 44 Бахрейн
66 Колумбия 46 Оман
78 Гватемала 64 Иордания
80 Уругвай 72 Морокко
84 Сальвадор 79 Алжир

Изменения в первой 20-ке . За период с 2007 года по 2014 (рейтинг 2014-2015 гг.) улучшили свои ранговые позиции Гонконг (с 12-го места поднялся до 7-го), ОАЭ (с 37 до 12), Катар (с 31 до 16), Новая Зеландия (с 24 до 17), Люксембург (с 25 до 19). Примерно одинаковый уровень за последние 7 лет поддерживают Норвегия, Канада, Тайвань, Бельгия, Малайзия . Значительно потеряли свои позиции Израиль (с 17 места упал на 27-е), Южная Корея (с 11 на 26-е).

В целом Ближний Восток значительно улучшает рейтинг – как ОАЭ и Катар , так и Саудовская Аравия (выросла с 35-го места до 24). Кувейт, Бахрейн, Оман тоже имеют позиции 40-46. Однако, Северная Африка и страны, находящиеся в состоянии военного конфликта или по соседству с ними, снижают свой рейтинг: Кувейт (с 30 до 40), Тунис (с 32 до 87), Египет (с 77 до 119), Ливия (с 88 до 126). Пакистан (с 92 до 129).

Среди стран БРИКС ежегодно улучшает свои позиции Китай , который по общим рейтинговым показателям давно находится в группе развитых стран (на 28-м месте в рейтинге 2014-15 г.). Улучшили свои позиции Россия и (хотя у Бразилии наблюдается спад в последние два года). Индия и Южная Африка ежегодно теряют свой вес в рейтинге.

Наибольшие темпы развития (по рейтинговым показателям в 2014-15 гг. относительно рейтинга 2007-08 гг.) у Азербайджана (на 28 позиций до 37-го места в 2014-15 гг.), Индонезии, ОАЭ, Кувейта, Болгарии, Македонии, Перу, Грузии .

Азербайджан занимает 37-ю строчку рейтинга, опередив Россию (53 место) и Казахстан (50), постоянно улучшая свои позиции. Амбициозная цель страны – попасть в 20-ку. У Азербайджана прекрасные макроэкономические показатели – ВВП, национальные сбережения, а по уровню инфляция страна вообще на 1-м месте в мире. Хорошо обстоят дела с защитой инвесторов, там достаточно просто и быстро можно открыть свой бизнес. Хорошие показатели по эффективности рынка труда, а особенно с эффективным использованием талантов, это технологически вполне развитая страна со способностью к инновациям.

Саудовская Аравия с годами обогнала Израиль. В Саудовской Аравии хоть инновации и технологическая составляющая не являются коньком, средние показатели по здоровью и образованию, по эффективности рынка труда, зато прекрасные показатели по макроэкономике (4-е место в целом по фактору) и стабильно высокие показатели по фактору госучреждений.

Израиль за последние 7 лет значительно снизил свои рейтинговые позиции. К 2014 году в стране прекрасно с такими факторами как здоровье, инновации, технологическая готовность. И неважно с доверием к политикам (81-е место) да и в целом с госаппаратом не очень (фаворитизм, расточительство). У них огромные расходы по противодействию терроризму (аж 132 место), падает макроэкономика (огромный госдолг – 111-е место).

Малайзия имеет стабильные рейтинговые позиции, поэтому обогнала Австралию, Южную Корею и Китай. Малайзия имеет самые высокие показатели развития финансового рынка (самые высокие позиции в мире по юридическим правам, венчурному капиталу, доступу к кредитам) и эффективности рынка товаров. Южная Корея стремительно теряет свои позиции — падение на 15 позиций за 7 лет.

Экономика Ранг 2007-08* Ранг 2014-15 Изменения в рейтинге Балл 2008-09 Балл 2014-15
Швейцария 2 1 1 5,61 5,7
Сингапур 7 2 5 5,53 5,65
США 1 3 -2 5,74 5,54
Финляндия 6 4 2 5,5 5,5
Германия 5 5 0 5,46 5,49
Япония 8 6 2 5,38 5,47
Гонконг 12 7 5 5,33 5,46
Нидерланды 10 8 2 5,41 5,45
Великобритания 9 9 0 5,3 5,41
Швеция 4 10 -6 5,53 5,41
Норвегия 16 11 5 5,22 5,35
Объединенные Арабские Эмираты 37 12 25 4,68 5,33
Дания 3 13 -10 5,58 5,29
Тайвань, Китай 14 14 0 5,22 5,25
Канада 13 15 -2 5,37 5,24
Катар 31 16 15 4,83 5,24
Новая Зеландия 24 17 7 4,93 5,2
Бельгия 20 18 2 5,14 5,18
Люксембург 25 19 6 4,85 5,17
Малайзия 21 20 1 5,04 5,16
Австрия 15 21 -6 5,23 5,16
Австралия 19 22 -3 5,2 5,08
Франция 18 23 -5 5,22 5,08
Саудовская Аравия 35 24 11 4,72 5,06
Ирландия 22 25 -3 4,99 4,98
Южная Корея 11 26 -15 5,28 4,96
Израиль 17 27 -10 4,97 4,95
Китай 34 28 6 4,7 4,89
Эстония 27 29 -2 4,67 4,71
Исландия 23 30 -7 5,05 4,71
Таиланд 28 31 -3 4,6 4,66
Пуэрто-Рико 36 32 4 4,51 4,64
Чили 26 33 -7 4,72 4,6
Индонезия 54 34 20 4,25 4,57
Испания 29 35 -6 4,72 4,55
Португалия 40 36 4 4,47 4,54
Чехия 33 37 -4 4,62 4,53
Азербайджан 66 38 28 4,1 4,53
Маврикий 60 39 21 4,25 4,52
Кувейт 30 40 -10 4,58 4,51
Литва 38 41 -3 4,45 4,51
Латвия 45 42 3 4,26 4,5
Польша 51 43 8 4,28 4,48
Бахрейн 43 44 -1 4,58 4,48
Турция 53 45 8 4,15 4,46
Оман 42 46 -4 4,55 4,46
Мальта 56 47 9 4,31 4,45
Панама 59 48 11 4,24 4,43
Италия 46 49 -3 4,35 4,42
Казахстан 61 50 11 4,11 4,42
Коста-Рика 63 51 12 4,23 4,42
Филиппины 71 52 19 4,09 4,4
58 53 5 4,31 4,37
Болгария 79 54 25 4,03 4,37
Барбадос 50 55 -5 4,4 4,36
Южная Африка 44 56 -12 4,41 4,35
72 57 15 4,13 4,34
55 58 -3 4,53 4,31
Румыния 74 59 15 4,1 4,3
Венгрия 47 60 -13 4,22 4,28
Мексика 52 61 -9 4,23 4,27
Руанда н/д 62 н/д н/д 4,27
Македония 94 63 31 3,87 4,26
Иордания 49 64 -15 4,37 4,25
Перу 86 65 21 3,95 4,24
Колумбия 69 66 3 4,05 4,23
Черногория н/д** 67 н/д н/д 4,23
Вьетнам 68 68 0 4,1 4,23
Грузия 90 69 21 3,86 4,22
Словения 39 70 -31 4,5 4,22
Индия 48 71 -23 4,33 4,21
Марокко н/д 72 н/д 4,08 4,21
Шри-Ланка 70 73 -3 4,02 4,19
Ботсвана 76 74 2 4,25 4,15
Словацкая Республика 41 75 -34 4,4 4,15
Украина 73 76 -3 4,09 4,14
Хорватия 57 77 -20 4,22 4,13
Гватемала 87 78 9 3,94 4,1
Алжир 81 79 2 3,71 4,08
Уругвай 75 80 -5 4,04 4,04
Греция 65 81 -16 4,11 4,04
Молдова 97 82 15 3,75 4,03
Иран, Исламская Республика н/д 83 н/д н/д 4,03
Сальвадор 67 84 -17 3,99 4,01
Армения 93 85 8 3,73 4,01
Ямайка 78 86 -8 3,89 3,98
Тунис 32 87 -55 4,58 3,96
Намибия 89 88 1 3,99 3,96
Тринидад и Тобаго 84 89 -5 3,85 3,95
Кения 99 90 9 3,84 3,93
Таджикистан 117 91 26 3,46 3,93
Сейшельские острова н/д 92 н/д н/д 3,91
Лаосская НДР н/д 93 н/д н/д 3,91
Сербия 91 94 -3 3,9 3,9
Камбоджа 110 95 15 3,53 3,89
Замбия 122 96 26 3,49 3,86
Албания 109 97 12 3,55 3,84
Монголия 101 98 3 3,65 3,83
Никарагуа 111 99 12 3,41 3,82
Гондурас 83 100 -17 3,98 3,82
Доминиканская Республика 96 101 -5 3,72 3,82
Непал 114 102 12 3,37 3,81
Бутан н/д 103 н/д н/д 3,8
Аргентина 85 104 -19 3,87 3,79
Боливия 105 105 0 3,42 3,77
Габон н/д 106 н/д н/д 3,74
Лесото 124 107 17 3,4 3,73
Кыргызская Республика 119 108 11 3,4 3,73
Бангладеш 107 109 -2 3,51 3,72
Суринам 113 110 3 3,58 3,71
Гана н/д (102) 111 -9 3,62 3,71
Сенегал 100 112 -12 3,73 3,7
Ливан н/д 113 н/д н/д 3,68
Кабо-Верде н/д 114 н/д н/д 3,68
Кот-д’Ивуар н/д (110) 115 -5 3,51 3,67
Камерун 116 116 0 3,48 3,66
Гайана н/д 117 н/д 3,47 3,65
Эфиопия 123 118 5 3,41 3,6
Египет 77 119 -42 3,98 3,6
Парагвай 121 120 1 3,4 3,59
Танзания 104 121 -17 3,49 3,57
Уганда 120 122 -2 3,35 3,56
Свазиленд н/д 123 н/д н/д 3,55
Зимбабве 129 124 5 2,98 3,54
Гамбия, 102 125 -23 н/д 3,53
Ливия 88 126 -38 3,85 3,48
Нигерия 95 127 -32 3,81 3,44
Мали 115 128 -13 3,43 3,43
Пакистан 92 129 -37 3,65 3,42
Мадагаскар 118 130 -12 3,38 3,41
98 131 -33 3,56 3,32
Малави н/д (119) 132 -13 3,42 3,25
Мозамбик 128 133 -5 3,15 3,24
Мьянма н/д 134 н/д н/д 3,24
Буркина-Фасо 112 135 -23 3,36 3,21
Восточный Тимор 127 136 -9 3,15 3,17
Гаити н/д 137 н/д н/д 3,14
Сьерра-Леоне н/д 138 н/д н/д 3,1
Бурунди 130 139 -9 2,98 3,09
Ангола н/д 140 н/д н/д 3,04
Мавритания 125 141 -16 3,14 3
Йемен н/д 142 н/д н/д 2,96
Чад 131 143 -12 2,85 2,85
Гвинея 126 144 -18 н/д 2,79

** н/д – нет данных

(справка)

Рейтинг (индекс) глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness index) Всемирного экономического форума (ВЭФ) публикуется ежегодно, начиная с 2004 г. (до этого с 1979 г. выпускался соответствующий доклад ВЭФ) и на данный момент является наиболее авторитетным комплексным исследованием в данной сфере.

В основу индекса заложены ИЗ переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Совокупность переменных на 2/3 составляется на основе результатов опроса руководителей компаний анализируемых стран и на 1/3 на основе открытых источников (статистические данные, результаты исследований, осуществляемых на регулярной основе международными организациями - партнерами ВЭФ). Все переменные объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность. К ним относятся: качество государственных институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал.

Выбор именно этих переменных обусловлен теоретическими и эмпирическими исследованиями, причем эксперты ВЭФ исходят из того, что ни один фактор не может в одиночку обеспечить конкурентоспособность. Наиболее конкурентоспособными являются те страны, правительства которых проводят комплексную политику, учитывающую весь спектр факторов и взаимосвязи между ними. К факторам, оказывающим отрицательное влияние на состояние экономики, относят, например, неэффективное управление государственными финансами, высокий уровень инфляции и др. Положительный же эффект могут оказать надежная система защиты прав частной и интеллектуальной собственности, развитая судебная система и другие меры. Наряду с институциональными факторами решающее значение могут иметь образование и возможность повышения квалификации рабочей силы, доступа к новым знаниям и технологиям.

Для каждой из стран, охваченных исследованием, отчет содержит детальное описание с подробными выводами об их позиции в общем рейтинге, а также по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и выявленным недостаткам. Составной частью обзора является подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по различным индикаторам.

При составлении индекса эксперты ВЭФ принимают во внимание то, что государства находятся на разных этапах своего развития. Таким образом, значения отдельных факторов роста конкурентоспособности адаптируются к текущему состоянию экономики той или иной страны.

Предполагается, что Индекс может использоваться правительствами в качестве инструмента для анализа проблемных моментов экономической политики и разработки стратегий по достижению устойчивого роста.

При подготовке рейтинга 2016 г. были опрошены более 14 тыс. руководителей компаний из 138 государств. В качестве основного посыла в упомянутом докладе констатируется, что в условиях слабых темпов роста мирового хозяйства, турбулентности на валютно-финансовых рынках, геополитической напряженности и высокого уровня суверенной задолженности в развивающихся странах необходимо на национальном и международном уровнях сосредоточиться на поиске новых факторов роста экономики и конкурентоспособности. При этом, хотя важность базовых драйверов экономики - инфраструктуры, здравоохранения, образования, а также регулирования рынков сохраняется, стимулирование роста ВЭФ

связывает с так называемой «четвертой промышленной революцией», развитием инноваций и способностью государств использовать новые технологии для получения конкурентных преимуществ.

В 2016-2017 г. восьмой год подряд статус самой привлекательной страны в мире по развитию производства и ведению бизнеса присвоен Швейцарии. Второе место по индексу конкурентоспособности занял Сингапур. США вновь удостоились третьей позиции, несмотря на замедление динамики развития американского промышленного производства. Тем не менее, как считают в ВЭФ, Вашингтону не следует «почивать на лаврах». Для стимулирования высоких темпов экономического роста и дальнейшего развития рынка труда одних лишь «монетарных» усилий ФРС уже не достаточно, необходимо запустить комплекс реформ по развитию инфраструктуры, повышению эффективности рыночных механизмов, а также касающихся сферы инноваций.

В первую десятку также вошли Нидерланды, Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Гонконг и Финляндия. Наименее конкурентоспособной страной ЕС названа Греция (86-е место, в 2015 г. - 81-е).

Из стран БРИКС самое высокое место - 28-е - занимает Китай (без изменений за последние 2 года). Разрыв стремительно сокращает Индия (39-е место, в 2015 г. - 55-е), что объясняется активной реформаторской политикой индийского правительства под руководством премьера Н.Моди. Небольшой прогресс у ЮАР - 47-е место (в 2015 г. - 49-е). Рейтинг Бразилии, наоборот, идет вниз - 81-е место (в 2015 г. - 75 -е).

Отмечается, что Россия повысила свою конкурентоспособность на 2 позиции - 43-е место из 138 стран (третья позиция среди БРИКС, первое место в ЕАЭС). Положительная динамика продолжается пятый год подряд. ВЭФ объясняет это усилением фундаментальных факторов конкурентоспособности, включая качество образования, укрепление инновационного потенциала и улучшение бизнес-климата, а также улучшение ряда макроэкономических показателей, в частности, госдолга. При этом указывается, что Россия остается под влиянием резкого падения цен на сырьевые товары (но в меньшей степени, чем другие страны ЕАЭС). Это сказывается на сокращении бюджетных поступлений, сохранении высокой инфляции. Подчеркивается, что серьезные трудности испытывает российский финансовый сектор, прежде всего из-за действующих ограничений на доступ к международным кредитным ресурсам. Вместе с внешними факторами негативное влияние оказывают отсутствие структурных преобразований, коррупция, проблемы в области налогового регулирования, недостаточно эффективное государственное управление.

Доклад и характеристики рейтинга

Доклад "Глобальная конкурентоспособность" публикуется ВЭФ с 1979 года. В нем анализируются общедоступные статистические данные и результаты анкетного опроса руководителей 14 тыс. 375 компаний из 148 стран мира о бизнес-климате в их государствах. В рейтинг GCI были включены данные по 137 странам. Конкурентоспособность определяется как набор факторов, в том числе эффективность работы законодательных и иных институтов, способствующих росту уровня благосостояния, который может быть достигнут в результате экономической деятельности государства.

GCI измеряется в баллах от 1 (худший результат) до 7 (лучший). Принцип расчета рейтинга неоднократно менялся. GCI начали рассчитывать в существующем виде с 2000 года, а в 2005 году он стал главным показателем в докладе ВЭФ по конкурентоспособности.

В настоящее время GCI учитывает 113 индикаторов, объединенных в 12 "опорных" категорий, среди которых - институты, инфраструктура, макроэкономическая среда, здравоохранение, образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и рынка труда, развитие финансового рынка и инновации.

В рейтинге 2017-2018 годов, как и в списке за 2016-2017 годы, первое место заняла Швейцария (5,9 балла), на второе место с третьего поднялись США (5,9 балла), опередив Сингапур (5,7 балла). Также в десятку вошли Нидерланды, Германия (по 5,7 балла), Гонконг (КНР), Швеция, Великобритания, Япония, Финляндия (5,5 балла). Последнее, 137-е место, как и год назад, занимает Йемен (2,9 балла).

Показатели России

В 2000 году, после введения современной методики расчета, Россия оказалась на 63-м месте в рейтинге. Самую низкую позицию РФ занимала по итогам 2004 года - 75-е (3,53 балла).

В рейтинге 2017-2018 годов Россия заняла 38-е место (4,6 балла) и по сравнению с предыдущим годом опередила Польшу (39), Индию (40), Литву (41), Панаму (50) и Кувейт (52). При этом она нарастила отрыв от таких европейских стран, как Португалия (42), Италия (43) и Греция (87).

Согласно докладу, наиболее проблемными факторами для ведения бизнеса в России стали: коррупция, ставки налогов, доступ компаний к финансированию и инфляция. Авторы отмечают, что улучшению позиции России в рейтинге способствовал рост макроэкономических показателей, тем не менее экономика страны остается очень зависимой от сырьевого экспорта. По мнению авторов доклада, в РФ по-прежнему слабо развит финансовый рынок (107-е место из 137). Кроме того, на низких позициях находятся оценка независимости деятельности судов (90) и обеспечение права собственности (106).

Среди довольно сильных сторон России эксперты отмечают размер рынка (6-я позиция из 137), уровень образования (32), развитую инфраструктуру (35).

Всемирный индекс конкурентоспособности (IMD).

Этот индекс, появившийся в 1996 г., рассчитывается по методике европейского Института менеджмента (Institute of Management Development, IMD), базирующегося в Лозанне (Швейцария).

Этот институт ежегодно проводит исследование конкурентоспособности стран и публикует рейтинг глобальной конкурентоспособности (The IMD World Competitiveness Yearbook). При этом под конкурентоспособностью понимается умение национальной экономики создавать условия для успешного ведения бизнеса.

Исследуются следующие факторы национальной среды:

  • состояние экономики;
  • эффективность государственного управления;
  • эффективность бизнеса;
  • инфраструктура.

Каждый из этих факторов делится на пять подфакторов, каждый из которых более подробно описывается соответствующими критериями. Эти 20 подфакторов обобщают информацию по 333 критериям, хотя каждый из подфакторов не обязательно имеет одинаковое число критериев .

Состояние экономики - 79 критериев. Дастся макроэкономическая оценка национальной экономики, исследуются следующие направления: «Внутренняя экономика», «Международная торговля», «Международные инвестиции», «Занятость» и «Цены».

Эффективность государственного управления - 62 критерия. Исследуются следующие направления: «Государственные финансы», «Бюджетноналоговая политика», «Институциональная структура», «Бизнес-законодательство» и «Социальная структура».

Эффективность бизнеса - 78 критериев. Национальная бизнес-среда оценивается с точки зрения уровня инновативности, прибыльности и ответственности. Исследуются следующие направления: «Производительность и эффективность», «Рынок труда», «Финансы», «Практика управления, «Эффективность бизнеса».

Инфраструктура - 114 критериев. Понятие «инфраструктура» здесь применяется условно, так как речь идет об оценке не только технологических, но и научных и человеческих ресурсов, которые отвечают потребностям бизнеса. Анализируются следующие направления: «Базовая инфраструктура», «Технологическая инфраструктура», «Научная инфраструктуры», «Здоровье и окружающая среда», «Образование».

Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI). Данный индекс является сводным показателем конкурентоспособности страны. Он рассчитывается Всемирным экономическим форумом ежегодно начиная с 2004 г. Для этого рассчитываются макроэкономические показатели, наиболее важные для экономического роста. Информационная база для расчетов на 2/3 формируется из экспертного мнения представителей бизнеса, политических кругов и государственного менеджмента и на 1/3 из открытых материалов статистических данных, социологических обзоров и научных исследований, публикуемых в печати и осуществляемых на регулярной основе международными организациями 1 . Это индекс также вполне применим к оценке уровня социально-экономического развития регионов.

Инновационный потенциал и конкурентоспособность компаний входят в перечень контрольных показателей данного индекса.

Следует отметить, что зачастую в иностранных рейтингах инновационная составляющая развития оценивается в составе комплексных индексов конкурентоспособности. Например, кроме индекса глобальной конкурентоспособности можно назвать индекс конкурентоспособности бизнеса (BCI), индекс развитости коммуникационной среды (NRI), индекс технологических достижений UNDP (TAI).

Но существуют и специализированные индексы инновационного развития. Например, индекс способности к инновациям , также рассчитываемый Всемирным экономическим форумом. Все индексы направлены на оценку реальных достижений, при этом используется как метод опросов, так и обработка статистических показателей. Часто применяются показатели количества патентов страны, числа ученых и инженеров, занятых в исследованиях и разработках, но могут использоваться и косвенные показатели, например число студентов .

В России использование специализированных индексов затруднено из-за низкой достоверности статистики инновационной деятельности и отсутствия многих показателей в региональном разрезе.

Оценка эффективности развития регионов. Как видно из анализа способов и методов расчета всех вышеупомянутых индексов, они отличаются друг от друга составом показателей, включаемых в расчеты, и способом их обобщения. Подбор и обоснование этих показателей каждый раз опирается на некоторые субъективные оценки. Поэтому разные подходы дают разные результаты. Необходим показатель, который выступал бы единым мерилом оценивания уровня социально-экономического развития регионов.

Рассмотрим подход, когда под эффективностью понимается отношение результатов к затратам. Под региональным результатом можно использовать различные показатели, например валовой региональный продукт В, а под затратами - амортизационные отчисления А, материальные затраты в производственных отраслях региона М, фонд заработной платы тех же отраслей региона 3, затраты на услуги непроизводственного характера в регионе З у. Тогда эффективность регионального развития будет определена по формуле

У данного подхода к оценке эффективности региональной деятельности есть недостаток - он не отражает социальную сторону развития.

Другой подход - по оценке уровня макроэкономических показателей. Ранжирование уровня социально-экономического развития может осуществляться как на основе комплексного показателя, так и какого-то одного, например показателя ВРП на душу населения.

Если же учитывать факторы сложно формализуемые, но при этом имеющие большое социальное значение, например факторы военно-политической и общественно-политической среды регионов, то в этом случае придется опираться на экспертные оценки, т.е. субъективную оценку.

Разнообразие индексного подхода применительно к оценке конкурентного уровня социально-экономического развития регионов не позволяет решить главную задачу - дать объективную оценку этого уровня и провести сравнительный анализ неравномерности регионального развития.

Оценка инвестиционной привлекательности регионов. Создание необходимых и благоприятных условий для ведения бизнеса и экономического роста, повышения качества жизни населения происходит путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона.

К двум основным подходам можно отнести следующие страновые рейтинги:

  • рейтинг стран по уровню привлекательности ведения в них бизнеса (Всемирный банк) включает в себя шесть самостоятельных индексов;
  • индекс экономической свободы включает в себя девять самостоятельных индексов 1 .

Для оценки регионов было разработано большое количество методик, которые сейчас широко используются. Однако все множество методов и рейтингов можно разделить на небольшое количество типов. Так, сотрудники Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова В. Брызгалин и О. Буклемишев, выделяют два основных типа рейтингов :

  • 1) сравнительные индикаторы, помогающие инвесторам в целом оценить положение дел в разных регионах с точки зрения развития в них бизнеса;
  • 2) управленческий инструмент властей, способствующий выработке мер по совершенствованию инвестиционной среды.

Статистические исследования последних лет показали, что инвестиционный климат в регионах России неблагоприятен и неоднороден, т.е. отличается от региона к региону, при этом государство заинтересовано в том, чтобы понять, за счет чего успешные регионы становятся успешными. В связи с этим Агентство стратегических инициатив (АСИ) в 2012 г. запустило пилотный проект Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов Федерации. Целью данного проекта является оценка действий органов регионального управления по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса.

В результате был разработан региональный инвестиционный стандарт, который внедрялся в 11 пилотных регионах. С 2013 г. АСИ приступило к масштабированию стандарта. Агентство осуществляет методологическую поддержку процесса внедрения, а также организационную поддержку деятельности экспертных групп .

Оценка экономической безопасности или устойчивого развития региональных социально-экономических систем. Обычно экономические интересы хозяйствующих субъектов не противоречат национальным интересам, однако такие противоречия все же могут возникать. Например, рыночные механизмы делают выгодным развитие экологически вредных производств, а государство заинтересовано сдерживать их развитие.

Федеральный уровень власти может обеспечить защиту лишь от крупных угроз. Население же в своей повседневной жизни сталкивается большим количеством разнообразных угроз, многие из которых носят локальный характер.

Учитывая особенности проблем обеспечения экономической безопасности региона, необходимо выработать особую систему параметров, учитывающих специфику конкретной территории. Существующие системы показателей оценки экономической безопасности ориентированы преимущественно на федеральный уровень власти. Однако, учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей безопасности для регионов. Целями применения подобной методики являются 1:

  • оценка кризисных ситуаций и угрозы их возникновения в социально-экономической сфере региона;
  • оценка влияния местных кризисных ситуаций на национальную безопасность субъекта Федерации и России в целом;
  • разработка и обоснование программно-целевых мероприятий по обеспечению экономической безопасности.

Система параметров (пороговых значений) экономической безопасности региона должна основываться на принципиальных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

Каждый из основных индикаторов угроз экономической безопасности связан с оценкой ситуации в определенной сфере. Расчет показателей, рассматриваемых изолированно друг от друга, не позволяет получить объективную оценку. Только система показателей позволяет сделать выводы о реальной степени угрозы экономической безопасности. Показательно сопоставление показателей безопасности соседних регионов, а также муниципальных образований одного региона

Лучшие статьи по теме