Автомобильный портал - Фаворит
  • Главная
  • Обзоры
  • Необходимость трудового воспитания дошкольников в семье. Тема: Трудовое воспитание дошкольников в условиях семьи и детского сада Трудовое воспитание в семье

Необходимость трудового воспитания дошкольников в семье. Тема: Трудовое воспитание дошкольников в условиях семьи и детского сада Трудовое воспитание в семье

Консультация для родителей

Трудовое воспитание дошкольников в семье.

Труд. Какое это прекрасное и хорошее слово. Ведь все прекрасное, что создано в нашей стране, создано трудом людей. Ни одно дело не обходится без умелых и крепких рук рабочих. Самое большое счастье, когда человек любит труд, любит свою работу.
Подготовка нашего подрастающего поколения к жизни,к полезному труду должна быть главной задачей. Современное трудовое воспитание ребенка - залог его успешного гражданского становления. Так как через труд для других,через добрые дела для окружающих формируется сознание ребенка, понимание того, что каждый человек должен трудиться -это его долг. Неслучайно именно по отношению к труду народ судит о человеке: «Коня узнают по зубам, человека по делам». «Не тот плох, чья одежда худа,а тот кто в работе не гож никуда».
Какие же задачи стоят перед семьей по воспитанию к труду старших дошкольников? Прежде всего, детей необходимо подвести к выводу о том, что все вещи и предметы, которые нас окружают,сделаны руками людей, старшим поколением. А за это надо уважать и заботиться о них, бережно относиться к результатам их труда.
Как же укрепить любовь к труду? Прежде всего, нужно разъяснить цель труда. для чего маленькая девочка помогает матери протирать пыль в комнате. для того, чтобы семья жила в чистой квартире,чтобы вредная пыль не попадала в нос,горло, не вызывала болезней. Пыль вредна, с ней нужно бороться.
Итак, изо дня в день открывается перед ребенком весь сложный трудовой процесс, где люди работают для людей, где каждый приносит пользу. Всем известно, что знания без умения ничего не стоят.Поэтому следующим нашим правилом является выработка у детей трудовых навыков и умений. Умению работать учат и в детских садах,и в школах, но главная школа-это его семья.
Обычно родители велят детям помыть посуду,протереть пыль,вынести мусор. Но только понимающая мама предложит своей дочери: «давай мы с тобой испечем печенье» . И понятно, почему не следует такое приглашение, ребенок будет мешать. Между тем какую радость могла бы испытать девочка от такой совместной работы. Она увидела бы плоды своего труда - на тарелке вкусное, красивое печенье.
дети, особенно дошкольники,с удовольствием работают вместе с родителями. Пример труда родителей их увлекает,они горды сознанием того, что им доверено участие в семейном труде. Хорошо, когда то или иное занятие носит постоянный характер.

К сожалению, в некоторых семьях существует неправильное мнение о том, что дошкольников надо беречь от труда. Родители нередко ссылаются на собственный Трудный жизненный путь и стремятся облегчить жизнь ребенка. Но это глубоко ошибочное рассуждение родителей.Есть и такие родители, в том числе и матери,которые считают,что домашний труд -это удел женщины,и поэтому приучают к нему только девочек.В результате мальчики начинают стыдиться «девчачьих дел» . Родители должны быть уверены в том,что мальчиков и девочек надо наравне приучать ко всем видам домашнего труда. При этом надо учитывать их возраст и возможности. Большую роль в приучении мальчиков к домашнему труду играет пример отца. Если отец никогда не помогает матери, вслух высказывается, что то или иное дело женское,то сыновья,естественно, начнут стыдиться домашней работы и отказываться от нее. Освобожденные от домашнего труда, дети вырастают,с одной стороны,просто неумелыми,а с другой -неуважительно относящимися к труду. А.С.Макаренко писал:
«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди,которые многое умеют делать,у которых все удается и спорится,которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими.И наоборот,всегда вызывают нашу жалость те люди, которые. . .не умеют обслуживать сами себя, а всегда нуждаются то в няньках,то в дружеской услуге, а если им никто не помогает, живут в неудобной обстановке,неряшливо, грязно, растерянно».
Одно из главных условий воспитания трудолюбия серьезный интерес родителей к труду детей- учебному, домашнему,общественно полезному. Родители постоянно должны проявлять ярко выраженную
заинтересованность в трудовой деятельности своих детей,в ее результатах. Известно,что ученье самый важный труд.Но не ученье и не труд воспитывают ребенка, а,как говорил В.А.Сухомлинский,радость труда. Будет ли труд радостным или безрадостным -это зависит от того,как мы его организуем. Труд радует ребенка хорошими результатами, той пользой, которую он приносит окружающим.
Велика роль труда в физическом, нравственном, эстетическом воспитании дошкольников. Потому что в труде укрепляется мышечная и нервная система ребенка,повышается выносливость, работоспособность, совершенствуются кисти рук, воспитывается чувство красоты и так же нравственные черты.
Из трудолюбивых детей вырастают хорошие, активные, самостоятельные люди. И нет большого счастья для родителей, чем видеть, что их ребёнок вырос добрым и работящим.

ГБС(К)ОУОШИ № 28

П. Суворов - Черкесский

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Соц. педагог:

Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком.

Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи. Труд вместе с взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной организации своего рабочего места, рациональные приемы работы, правило техники безопасности . Можно привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха.

Трудовое воспитание в семье закладывает у детей основу их будущей жизни. У человека, неприученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни. Оканчивает он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.

Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, труду, а не алкоголю.

Но для этого нужно долго и упорно трудиться. Важнейшее место в семейном воспитании занимает – трудовое воспитание, воспитание трудолюбия.

Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности, старании и усердия работника. Одно из средств самоутверждения личности.

Известный русский педагог о трудовом воспитании детей в семье считал, что следует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем, чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.

Попробуем подробнее проанализировать смысл и значение трудового воспитания в семье.

Первое, о чём в особенности должны помнить родители, это следующее.

Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно, он будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. От этого будет зависеть и его благосостояние, материальный уровень его жизни. От природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие - к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течении его жизни и в особенности в молодости.

Следовательно, трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния.

Второе: трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости. В человеческой истории в большинстве случаев труд всегда имел такой характер принудительного тяжелого действия, необходимого для того, чтобы не умереть с голода. Но уже в старое время люди старались быть не только рабочей силой, но и творческой силой. Научить творческому труду – особая задача воспитателя.

Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта.

Третье: в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и воспитывается правильное отношение к другим людям, - это уже будет нравственная подготовка.

Четвертое: необходимо указать еще на одно обстоятельство, труд имеет большое значение и в личной жизни. Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими.

Родители должны хорошо подумать над каждым из указанных обстоятельств. В своей жизни и в жизни своих знакомых они на каждом шагу увидят подтверждение важнейшего значения трудового воспитания в семья.

Педагогические условия совершенствования трудового воспитания в современной семье

Макаренко считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Он говорил: «Идея беззаботного детства может принести большой вред будущему».

В семье труд должен быть одним из основных элементов. Главное, о чем особенно должны помнить родители, это следующее: ребенок станет частью общества, следовательно, его положение в этом обществе, будет зависеть от того, насколько он будет готов принимать участие в общественном труде. От этого будет зависеть его благосостояние, материальный уровень его жизни.

Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано, уже в дошкольном возрасте.

Начинаться оно должно в игре. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за целость игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет.

С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отдалены от игры. Перед ребенком всегда должна стоять некоторая трудовая задача, которую он в силах разрешить. Эта задача может иметь как краткосрочный, так и длительный характер. Например: можно на долгое время поручить ребенку соблюдать чистоту в определенной комнате, а как он это будет делать – предоставьте решать и отвечать за решение ему самому. Этим вы поставите перед ним задачу организационную. Родители должны воспитывать у ребенка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные. Потом, по мере развития ребенка , даже самая неприятная работа будет приносить ему радость, если общественная (для семьи) ценность работы будет для него очевидна.

Стимулирование трудовых усилий детей родителями

Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование ребенка.

Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание . Это поднимает настроение ребенка, выявляет у него сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.

Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ребенок испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно - в случае необходимости – и порицания. В процессе педагогически организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности.

В современных условиях с ее жесткими требованиями к общетрудовым и профессиональным качествам работника неоспоримые преимущества получают те, кто приучен трудиться добросовестно, выполнять любую работу качественно и в срок, обладает для этого требуемыми знаниями и навыками.

Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Лень развивается у ребенка благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду. Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса.

Качество труда должно иметь самое решающее значение: высокого качества нужно требовать всегда, требовать серьезно. Не нужно поносить ребенка за плохую работу, стыдить его, упрекать. Нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана неудовлетворительно, что она должна быть переделана или исправлена, или сделана заново. При этом никогда не нужно производить работу за ребенка силами самих родителей, только в редких случаях можно проделать такую часть работы, которая явно не по силам ребенку. Не следует применять в области труда какие-либо

поощрения или наказания. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Но даже и таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не следует хвалить ребенка за произведенную работу в присутствии знакомых ваших и друзей. Тем более не нужно ребенка наказывать за плохую работу. Самое важное в этом случае – добиться того, чтобы работа была все – таки выполнена.

В том случае, если необходимость или интерес недостаточны, чтобы вызвать у ребенка желание потрудиться, можно применить способ просьбы. Просьба тем отличается от других видов обращения, что она предоставляет ребенку полную свободу выбора.

Просьба – самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбы лучше всего употреблять в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок с удовольствием просьбу вашу выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, применяйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового. Если с самого малого возраста вашего ребенка вы будете правильно чередовать просьбу и поручение и в особенности если вы будете возбуждать личную инициативу ребенка, будете учить его видеть необходимость работы самому и по собственному почину выполнять ее, в вашем поручении не будет уже никаких прорывов. Только, если вы запустили дело воспитания, вам придется иногда прибегнуть к принуждению.

Принуждение может быть различное – от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Во всяком случае никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.

Поощрение – одобрение, благодарности, награждения, выражающие «+» оценки деятельности ребенка.

Соревнование – метод направления естественной потребности к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Эффективность повышается, если задачи определяют сами дети.

Наказание – по этому вопросу до сих пор идут споры. Оно должно

предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и др. людьми.

Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, ограничение определенных прав, и т. п.

Употребляя наказание нельзя унижать ребенка, он должен осознавать справедливость наказания.

Заключение

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь ребенку увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить его к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии.

Ребенок познает в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор, становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. В процессе труда ребенок будет контактировать с коллективом взрослых. Такая организация трудового воспитания способствует выработке навыков коллективной деятельности, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь , коллективное творчество в труде, устанавливать взаимозависимость и согласованность в труде, атмосфера высокой моральной и материальной ответственности , критики и самокритики.

Жизнь отдельной семьи тесным образом связанна с жизнью государства в целом. В условиях перехода экономики на рыночные отношения и научно-технического прогресса выбор сферы трудовой деятельности становится проблематичным, так как с появлением рыночных отношений возник и рынок рабочей силы. Работодатели заинтересованы в наиболее квалифицированных, способных к выполнений трудовых функций сотрудниках. В данной ситуации очень важной задачей является трудовое воспитание в семье. То есть воспитание у детей трудолюбия, ответственности, самостоятельности и желания трудиться. Семейное воспитание должно заключаться в постепенном привлечении ребенка к посильной, разнообразной трудовой деятельности. Первоначально это простейшая работа по самообслуживанию. Затем сфера трудовых действий ребенка расширяется до помощи взрослым в домашних делах. Участие в систематической и посильной трудовой деятельности позволит ребенку приобрести практические умения и навыки, привыкнуть к бережливости, а также осознать свои трудовые обязанности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель: Емеяльнова К.С.

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в семье.

Жизнь отдельной семьи тесным образом связанна с жизнью государства в целом. В условиях перехода экономики на рыночные отношения и научно-технического прогресса выбор сферы трудовой деятельности становится проблематичным, так как с появлением рыночных отношений возник и рынок рабочей силы. Работодатели заинтересованы в наиболее квалифицированных, способных к выполнений трудовых функций сотрудниках. В данной ситуации очень важной задачей является трудовое воспитание в семье. То есть воспитание у детей трудолюбия, ответственности, самостоятельности и желания трудиться. Семейное воспитание должно заключаться в постепенном привлечении ребенка к посильной, разнообразной трудовой деятельности. Первоначально это простейшая работа по самообслуживанию. Затем сфера трудовых действий ребенка расширяется до помощи взрослым в домашних делах. Участие в систематической и посильной трудовой деятельности позволит ребенку приобрести практические умения и навыки, привыкнуть к бережливости, а также осознать свои трудовые обязанности.

В семье дети имеют возможность наблюдать за тем, что делают взрослые: готовят еду, убирают в квартире, стирают белье. Именно это наблюдение за тем, как взрослые выполняют ежедневные дела постепенно, помогает понять ребенку их значимость. Но следует помнить, что такое наблюдение может носить созерцательный характер. И для того, чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослый может сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они начинают задавать вопросы и пытаются помочь. Так постепенно ребенка привлекают к совместному труду с взрослыми.

Родителям необходимо помнить о важности ознакомления ребенка с трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу это приносит людям: например папа – врач, он лечит больных людей, а мама – педагог, она учит детей.

В процессе ознакомления с трудом взрослых у ребенка воспитывают уважение к труду всех людей. Окружающий мир представляет для этого большие возможности. Во время прогулки, нужно научить ребенка бросать мусор только в урну, обратив внимание на то, как чисто на улице. Ребенку будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник и порядок вокруг это результат его труда.

Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, картины, иллюстрации и сюжетно-ролевые игры.

В семье ребенка привлекают к участию в повседневном труде. Но он не всегда охотно выполняет те или иные обязанности. Чтобы вызвать у ребенка интерес к трудовой деятельности, необходимо в доступной для его возраста форме объяснить значимость предстоящей работы и ее результата. Интерес к труду у детей повышается в том случае, если результат и польза очевидны окружающим: «Как хорошо, что Оля убрала посуду, теперь после обеда все могут отдохнуть».

Даже если сделанная ребенком закладка для книг, игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание сделать что-то для других, обязательно использовать эту вещь в быту.

Поручая ребенку то, или иное дело стоит учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, то дошкольник будет выполнять его с интересом. Старшие дошкольники должны систематически принимать участие в повседневном домашнем труде (сходить за хлебом, убрать чайную посуду и др.).

Для того, чтобы дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работ, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.

Совместный труд взрослых и детей сближает, способствует укреплению влияния взрослого, но с учетом интересов и потребностей ребенка.

Ценно если родители в процессе трудовой деятельности будут содействовать развитию у ребенка стремления сделать что-либо полезное для близкого человека: сделать подарок маме, сделать игрушку младшему брату и др.

Одна из задач родителей – воспитывать у детей положительное отношение к любому виду труда и создать такие условия, в которых у детей начнет формироваться привычка к труду и развиваться трудолюбие.

Большое значение для формирования положительного отношения к труду имеет обстановка в семье, взаимоотношения детей и родителей. В некоторых случаях обстановка в семье может быть неблагоприятной, прежде всего это связанно с требованиями которые старшие члены семьи предъявляют к ребенку, методов руководства его трудовой деятельностью и личного отношения родителей к труду и домашним обязанностям. В некоторых случаях родители наказывают детей трудом: «Не убрался в комнате? В знак наказания помоешь посуду». В результате у ребенка усиливается неприязнь к домашней работе.

В практике семейного трудового воспитания можно наблюдать тенденции использования наказаний в труде: наказание трудом, когда родители поручают ребенку не интересную, даже не посильную работу и наказание лишением труда. Также отрицательный трудовой опыт усиливает физическую усталость и ослабевает нервную систему. Наказание лишением труда прерывает формирование привычки постоянно трудиться, и мешают развитию желания трудиться.

Основные методы для руководства различными видами детского труда:

  • Определяем цель трудовой деятельности;
  • Обсуждаем с ребенком, для чего нужна данная работа и в чем заключается ее значение;
  • Учим элементам планирования своей работы;
  • Объясняем ребенку, как выполнить свою работу и получить результат, даем совет как лучше выполнить поручение;
  • Пробудить интерес к предстоящей работе и следить за тем, чтобы в процессе трудовой деятельности этот интерес не угас;
  • Периодически выяснять, что уже сделал ребенок и что еще необходимо сделать для достижения лучшего результата;
  • Перед началом работы необходимо напомнить ребенку основные «Трудовые правила»: Например, работу нужно выполнять старательно, дело нужно доводить до конца, необходимо помогать старшим и младшим;
  • Необходимо поощрять интерес к делу, старательность и самостоятельность, стремление преодолевать трудности;
  • Организовывать совместную работу с младшими и старшими членами семьи;
  • Проверять вместе с ребенком ход работы, оценивать ее результат. При этом уделяя особое внимание терпению и самостоятельности ребенка;
  • Подавать пример личный пример ребенку, привлекая его к совместному труду;
  • Читать ребенку художественные произведения о различных профессиях, рассматривать иллюстрации и картины. Провести во время прогулки целенаправленное наблюдение за тем, как трудятся люди (дворник, продавец, шофер и другие);
  • Дать ребенку возможность выбора и помочь принять правильное решение (например, перед тем как идти на прогулку необходимо закончить начатое дело).

Д.О. Дзинтере определяет несколько типов семей:
1 тип – Высокий образец семьи. В этих семьях имеются оптимальные условия для правильного трудового воспитания детей дошкольного возраста. К выполнению бытовых и производственных дел родители подходят ответственно. Как правило, в таких семьях ребенок выполняет определенные трудовые поручения, при выдвижении которых учитываются интересы самого ребенка и последовательность, выделяется некоторое время для выполнения порученного дела. Опыт данных семей необходимо изучать, хотя родители могут самостоятельно обратиться за помощью к педагогу.
2 тип – Семья с необходимыми, но неустойчивыми условиями для формирования социальной направленности трудовой деятельности. Положительная сторона данного типа семей заключается в том, что родители социально активны и довольно много трудятся, готовы прийти на помощь другим людям, при этом отношения между членами семьи не носят негативного характера. Но вследствие постоянно занятости, перегрузок или недостаточно высокого уровня культуры одного (двух) родителей, их поведение и настроение может резко меняться. Именно это создает трудности во взаимоотношениях и отрицательно влияет на микроклимат семьи. Как правило, постоянных трудовых обязанностей дети не имеют, либо их выполнение плохо контролируется.

3 тип – Семья, где отсутствуют условия для трудового воспитания детей в его социальной направленности, что вызвано отрицательными взаимоотношениями между взрослыми в семье. Это может быть вызвано узким кругом интересов родителей, отрицательными взаимоотношениями между членами семьи и безразличное отношение родителей к выполняемому труду. Чаще в таких семьях происходят ссоры и острые конфликты в результате того, что взгляды старших членов семьи на жизнь и воспитание детей не совпадают.
4 тип – Неблагополучные семьи. В данной семье общественная направленность низкая, к производственному труду один (или несколько) членов семьи относятся негативно. Члены данной семьи не уважают и не доверяют друг другу. Часто возникают конфликты из-за бытовых проблем и воспитания детей. Нередки случаи, когда родители ведут, праздную жизнь и не уделяют, воспитанию ребенка должного внимания. Значительная часть родителей не чувствуют свою ответственность за ребенка, не уделяют внимания и времени для воспитания ребенка и организации игры, трудовой деятельности.

Воспитатель: Емеяльнова К.С.


Как можно раньше, детей следует приобщать к труду. И в первую очередь это должно происходить с помощью самых близких малышу людей — его семьи. Зачем же нужно трудовое воспитание дошкольников в семье ? В первую очередь для того, чтобы личность ребёнка гармонично формировалась и приобреталось правильное отношение к труду. Именно труд помогает развивать у малыша сообразительность, внимание, память, умение концентрировать свое внимание, а также наблюдательность. Кроме того, с помощью трудового воспитание можно укрепить здоровье, как физическое, так и психологическое.

Как организовать трудовое воспитание дошкольников в семье

Основным принципом трудового воспитания ребёнка должна стать трудовая нагрузка, которая будет адекватна его возрасту, интересам и способностям. Малышу наверняка захочется помочь взрослому, если он регулярно наблюдает, как выполняются домашние хлопоты. Любовь к подражанию заставит его попытаться сделать то, чем занимаются мама, папа, или бабушка с дедушкой.

Всем наверняка в детстве хотелось подмести пол, как мама или слепить пирожок, как бабушка. Не отвергайте помощь малыша, если вы поручите ему «серьёзное» дело, он будет испытывать чувство гордости и стремиться не разочаровать вас. Конечно, если ребёнку дать немного постирать белье, вам придётся потом «постирать» и самого ребёнка, и белье, а за одно и помыть всю ванную комнату.

И тем не менее, не стоит отвергать искреннюю помощь малыша, ведь только таким образом можно пробудить в нем интерес к хозяйственно-бытовым делам и труду вообще. Помогите ему, терпеливо объясняя, каким образом лучше выполнить задание, чтобы получить хороший результат. Наблюдайте за работой ребёнка, для того, чтобы вовремя подсказать или помочь, но не делайте работу за него. После завершения, проверьте вместе с малышом его достижения, не обижая, оцените их. И, конечно, обязательно похвалите. Игровой момент, безусловно, может присутствовать при выполнении тех или иных поручений. Но не превращайте работу в игру полностью. Ребёнок должен понимать свою ответственность и быть заинтересованным в результате, особенно если это девочка, ведь ей вскоре предстоит .

Только трудовое воспитание дошкольника в семье, может привить уважение к труду окружающих и желание помочь. Развитие таких качеств личности, как ответственность, старательность, заботливость, интерес и желание трудиться закладывается в ребёнке с самого раннего возраста. Чем больше внимания будете уделять этому важному аспекту воспитания, тем лучше результат вас ожидает.

Введение

В условиях научно-технического прогресса и перехода экономики нашего государства на рыночные отношения выбор сферы трудовой деятельности становится особенно проблематичным. С появлением рыночных отношений возникает и рынок рабочей силы. Хозрасчетные государственные предприятия, колхозы и совхозы, кооператоры и арендаторы будут принимать на работу наиболее квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций. В этой ситуации очень важной на сегодняшний день задачей является трудовое воспитание в семье. То есть воспитание у детей трудолюбия, желания работать, особенно в городских семьях, где в силу сложившихся обстоятельств, дети, не приучаясь к работе с самого раннего возраста, не обладают трудолюбием.

Формирование у учащихся готовности к труду – составная часть целостного педагогического процесса.

Целью трудового воспитания, осуществляемого в рамках семьи и школы Российской Федерации, является вооружение учащихся совокупностью определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

В прошлом проблемой трудового воспитания занимались известные педагоги, такие как Ян Амос Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский.

Так Ян Амос Коменский рассматривал школу как источник радости, света и знания, считал интерес, в том числе и к труду одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения.

И.Г. Песталоцци видел трудовое воспитание в соединении процесса обучения с производительным трудом. По его мнению дети в школе проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок обрабатывает свои грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти. Во время работы, а также в свободное от нее часы учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям.

Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Он придавал труду детей высокое воспитательное значение.

К.Д. Ушинский в своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» указывает на большую роль труда в формировании личности. Он бичует праздность и высоко ценит труд, говорит, что именно труд создает ценности. В труде воспитываются личностные качества человека. Он отмечал, что труд является главным фактором для физического, умственного и нравственного совершенствования человека. Он необходим для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь.

В 1918 году были приняты документы по народному образованию в которых сформированы концепции трудовой школы. Наиболее полно она была реализована А.С.Макаренко.

Он считал, что трудовое воспитание – один из основных путей формирования личности. Эту мысль А.С.Макаренко выразил в ясной и четкой форме:

"Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов". Макаренко считал участие детей в трудовых делах семьи – необходимостью, которую ребенок должен сам осознавать. Он говорил, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву. Макаренко утверждал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво. В «Лекциях о воспитании детей» и в «Книге для родителей» дал основные рекомендации о трудовом воспитании в семье.

Интересным является опыт трудового воспитания в семье Никитиных. Где воспитание в их многодетной семье происходило практически: старшие отвечали за младших и на себе показывали пример, как надо трудиться перенимая опыт родителей. Родители были примером для своих детей, давали свободу в выборе труда детям: по интересам.

Объект исследования: Процесс трудового воспитания.

Предмет: Трудовое воспитание в семье.

Цель: Изучить педагогические условия успешного осуществления трудового воспитания в современной семье.

Задачи:

1. Определить цели и задачи трудового воспитания в семье.

2. Определить формы и методы осуществления трудового воспитания в современной семье.

3. Охарактеризовать содержание интереса к труду у ребенка в процессе трудового воспитания в семье.

4. Выявить интерес в труде, формирующийся у ребенка в современной семье.


Основная часть

§ 1. Задача и содержание трудовой деятельности в семье

Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком.

Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи. Труд вместе с взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной организации своего рабочего места, рациональные приемы работы, правило техники безопасности. Можно привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха. Наконец, всегда есть потребность в благоустройстве своей улицы, своего квартала, где можно организовать коллективные дела совместно с соседями.

Актуальны слова великого русского педагога К.Д. Ушинского: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приговорить его к труду жизни".

Трудовое воспитание в семье закладывает у детей основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни. Оканчивает он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.

Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удивительно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, труду, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени.

Но для этого нужно долго и упорно трудится на ниве воспитания. Важнейшее место в семейном воспитании занимает – трудовое воспитание.

Задачей трудовой деятельности ребенка в семье является развитие в нем нравственных, физических и умственных качеств, развитие его личности, приобщение к труду.

Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского сознания, патриотических чувств, и понимания своего общественного долга.

Одним из важных качеств которое должно быть развито и сформировано у ребенка является трудолюбие.

Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности, старании и усердия работника. Одно из средств самоутверждения личности.

Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию.

Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приемов.

Когда мы говорим о системе трудового воспитания в опыте и воззрениях А.С.Макаренко, то имеем в виду не какую-то изолированную систему идей, а выросшую из непосредственной практики педагога – новатора. Нельзя также представлять эту систему как нечто раз и навсегда сложившееся и неизменное на протяжении всех шестнадцати лет работы Макаренко в колонии имени М.Горького и коммуне имени Ф.Э.Дзержинского.

На опыте работы в колонии он глубоко осознал вред отдельных попыток, имевших место в воспитательных учреждениях тех лет, подменить трудом все многообразное содержание педагогического процесса. А.С.Макаренко неуклонно стремился к научной организации труда.

Работая в колонии, он пришел к твердому убеждению, что «хозяйство должно рассматриваться нами прежде всего как педагогический фактор. Его успешность, конечно, необходима, но не больше всякого другого явления, полезного в воспитательном отношении. Проще говоря, в хозяйстве должны превалировать педагогические задачи, а не узкохозяйственные».

А.С.Макаренко сравнительно быстро установил, что участие колонистов в производительном труде, даже на примитивной ремесленной основе, дает в воспитательном отношении неизмеримо больший эффект, чем самообслуживание. «Ничтожное мотивационное значение работ по самообслуживанию, значительная утомляемость, слабое интеллектуальное содержание работы уже в самые первые месяцы разрушили нашу веру в самообслуживание».

А.С.Макаренко в своем опыте пришел к органическому включению самообслуживания в систему трудового воспитания. В опыте колонии имени М.Горького получили развитие такие важные компоненты системы трудового воспитания, как участие воспитанников в производительном труде, организация коллективного самообслуживания, направленного на удовлетворение многообразных нужд всего коллектива.

«…Утверждение, что никакого воспитания не нужно, что воспитывает только работа на производстве – одна из завирательных идей, которыми так полна педагогическая кустарщина» - писал Макаренко. «…Труд без идущего рядом образования, воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом.

Макаренко о трудовом воспитании детей в семье считал, что следует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.

Лучшие статьи по теме