Автомобильный портал - Фаворит
  • Главная
  • Тест-Драйвы
  • Граник Генриетта Григорьевна (выдвигается Психологическим институтом РАО и членом Большого жюри Национального конкурса «Золотая Психея» Рубцовым Виталием Владимировичем). Граник Генриетта Григорьевна (выдвигается Психологическим институтом РАО и членом Бо

Граник Генриетта Григорьевна (выдвигается Психологическим институтом РАО и членом Большого жюри Национального конкурса «Золотая Психея» Рубцовым Виталием Владимировичем). Граник Генриетта Григорьевна (выдвигается Психологическим институтом РАО и членом Бо

9 ноября 2018 года Генриетте Григорьевне Граник исполнилось 90 лет. В день славного юбилея «Гильдия словесников» - ассоциация, объединяющая всех, кто знает цену точному и образному слову, кто творчески работает с ним, - поздравляет замечательного психолога и филолога, проложившего дорогу сотням тысяч словесников к Слову, Грамотности, Книге, с Днем рождения!

Кто такая Генриетта Григорьевна Граник?

Согласно официальной справке, Г.Г. Граник - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации, заведующая группой психологических основ построения школьных учебников Психологического института РАО. Родилась в г. Улан-Удэ в семье служащих. После окончания Великой Отечественной войны в течение трех лет работала старшей пионервожатой в школе № 81 Краснопресненского района г. Москвы. Окончив Московский государственный заочный пединститут (1959), стала учителем русского языка и литературы, а затем районным методистом. В 1963 году Г.Г. Граник пришла в Институт общей и педагогической психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), в лабораторию программированного обучения, где в течение ряда лет занималась психологическими основами создания проблемно-программированных учебников по русскому языку. В 1965 г. Г.Г. Граник защитила кандидатскую диссертацию по педагогической психологии «Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков», в 1980 г. - докторскую на тему «Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений».

Жизнь юбиляра оказалась навсегда связана со школой, с проблемами создания школьного учебника. Под научным руководством Риты Григорьевны и при ее непосредственном участии создано 45 учебников и 10 учебных книг по русскому языку (самые известные: «Секреты пунктуации» (1987), «Секреты орфографии» (1991), «Речь, язык и секреты пунктуации» (1995), «Знаки препинания» (1998), «Русский язык. Синтаксис и пунктуация» (2002)); 12 учебных книг по литературе и литературному чтению («Путешествие в Страну Книги». В 4-х книгах» (1998, 2007, 2018), «И… снова о Пушкине» (1999), «Драматурги, драматургия, театр» (2001), «Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы» (1999, 2001), «Русская литература: от былин до Крылова» (2007), «Я - другой. М.Ю. Лермонтов» (2011), «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Читаем, размышляем» (2016), «А.С. Пушкин, его друзья и современники» (2018).

Г.Г. Граник удалось сделать так, чтобы обучение русскому языку стало не только результативным, но и «понимающим», сверхинтересным. Ее учебники дети читают как «Графа Монте-Кристо» (в этом и состоял первоначальный замысел). С единственным отличием - «Графа…» современные дети не читают, а учебники русского языка Г.Г. Граник читают, изучают, называют любимыми школьными учебниками.

В личности Риты Григорьевны счастливо соединились ученый-теоретик, основоположник научной школы психологических проблем школьного учебника, и ученый-практик. Ею разработаны не только теоретические основы учебника нового типа (отражены в многочисленных коллективных монографиях, в том числе в последней «Как учить русскому языку и литературе современных школьников? Школьный учебник сегодня» (М.-СПб.: Нестор-История, 2018), но и созданы сами учебники (главный итог 55-летней деятельности юбиляра - УМК «Русский язык. 1-9 классы. Под общ. ред. Г.Г. Граник»).

Понимая, что учить по-новому нужно не только учащихся, но и учителей, Рита Григорьевна с самого начала стала писать книги и для педагогов-практиков. Она - автор и научный редактор серии книг, в которых рассмотрены психолого-педагогические приемы работы учащихся с учебником, с учебной и художественной книгой («Учитель, учебник и школьники» (1977), «Как учить школьника работать с учебником» (1987), «Когда книга учит» (1988, 1991), «Как учить работать с книгой» (1995, 2007), «Дорога к книге» (1996) и др.).

В общей сложности Г.Г. Граник опубликовано свыше 300 работ, среди них тридцать (не считая учебников) умных и очень нужных школе книг, многочисленные публикации по педагогической психологии, психодидактике школьного учебника, психологическим проблемам обучения русскому языку и литературе, вопросам чтения и понимания текста…

Мы желаем Рите Григорьевне здоровья, сил, благополучия, дальнейших творческих успехов и взлетов!

Поздравления от Ирины Николаевны Евлампиевой

Генриетта Григорьевна Граник. Мы никогда не встречались. Мы встречаемся постоянно, начиная с 1979 года, с первой педагогической практики, когда я с ужасом поняла перед уроком, что на третьем курсе филфака я не понимаю, о чем говорить с детьми на уроке, как работать, чтобы они поняли очевидное для меня. Мне, как и многим тогда, помогла книжка «Секреты орфографии». В книжке открывались секреты не только истории слова, его строения, но и секреты психологии, методики. Совершилось открытие того, что кажущееся мне, по студенческой самоуверенности, очевидным, совсем не очевидно. Именно с тех пор я стала постепенно понимать, что секрет успешного урока в совместном поиске.

Я давно работаю в школе. Когда появилась возможность выбора учебника, я сразу в это поиск включилась. Каждый из авторов школьных учебников проявляется в них по-разному: кто-то любит русский язык как науку о языке и увлеченно рассказывает об той науке, кто-то заботится о бедном ребенке и «не загружая» его лишней теорией, обращается к практической грамотности, кто-то уважает личность ребенка и дает возможность выбора образовательной траектории. В учебниках Генриетты Григорьевны Граник есть не только всё выше перечисленное в системе, но дана возможность познания себя, изучение возможностей мозга, памяти.

Очень хочется поздравить Генриетту Григорьевну с днем рождения и пожелать ей здоровья и творческого поиска, а всем нам возвращения её прекрасного учебника из электронного подполья на школьные парты.

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Более 30 лет руководит исследованием проблем, посвященных совершенствованию школьных учебников, изучению психоло­гических механизмов речи, исследованию механизмов понима­ния художественного текста, созданию нового типа школьных учебников. Автор более 200 печатных работ.

Основные работы: «Психологические проблемы построения школьных учебников». М., !970: совместное С. М. Бондаренко


Классики Мировой Психологии


Классики Мировой Психологии

и Л. А. Концевой «Когда книга учит»-три издания (1988, 1991, 1995); «Дорога к книге».(1996): «Синтаксис и пунктуация рус­ского языка»(совместно с Л. А. Концевой, С. М. Бондаренко, О. 3. Кантровской. С.А. Бакановой, Е.Л. Соломоновой, С.С. Ле­витиной, Е. Д. Кин, 1970); «Русский язык» для 3-4 класса (со­вместно с О. 3. Канторовской, И.П. Токмаковой. 1999, 2000).

FperopH(Gregory) Ричард

Род. в 1923 Лондон. Англия

Выдающийся английский психолог, профессор нейропсихо­логии и заведующий лабораторией мозга и ощущений Брис­тольского университета, занимавшийся проблемами ис­кусственного интеллекта, психологии восприятия, сравнитель­ной и экспериментальной психологии, философии психологии, психофизиологии.

После службы в ВВС Великобритании во время Второй ми­ровой войны, изучал философию и экспериментальную психо­логию в Кембридже. Занимался психологическими проблема­ми аварий на подводных лодках, читал лекции в Кембридже и работал там в Специальной сенсорной лаборатории. Он участво­вал во множестве проектов, связанных с восстановлением зрения у людей, слепых с рождения (совместно с Джин Уоллер), ког­нитивным исследованием иллюзий и др. Он занимался также психологическими проблемами посадки на Луну и стыковки в космосе по заказу ВВС США и NASA. Помимо этого, он скон­струировал ряд приборов: камеру-телескоп, сканирующий мик­роскоп и трехмерное чертежное устройство. В 1967 году Гре­гори основал кафедру искусственного интеллекга и восприя­тия в Эдинбургском университете. Там он создал одного из пер­вых интеллектуальных роботов Фредди, способного распозна­вать объекты и манипулировать ими. Он является основателем и научным руководителем Бристольского исследовательского центра науки и технологии. По его мнению восприятие склады­вается из ощущений, подвержено значительному нисходящему


когнитивному влиянию и является творческим процессом. Его идеи являются развитием гипотезы Гсльмгольца (1866) о влия­нии бессознательного на перцепцию. Грегори является авто­ром множества книг и научных статей.



Основные работы: «The Intelligent Eye»(1970); «Illusion in Nature and Art», (ed. with Sir E. Gombrich, J973); «Concepts and Mechanisms of Perception»(1974. ed.); «Mind in. Science» (1981)

Гроф (Grof) Станислав

Род. 01.07.1931 Прага

Выдающийся чешско-американский психолог, один из осно­вателей и виднейших представителей трансперсональной пси­хологии. С 1956 по 1967 г. С. Гроф - практикующий психиатр-клиницист. Занимался Психоанализом. Лауреат премии Кюффне-ра - национальной Чехословацкой награды, ежегодно вручае­мой за наиболее выдающийся вклад в области психиатрии (1959). С 1961 года он возглавлял в Чехословакии исследования применения ЛСД и других психоделиков для лечения психи­ческих расстройств.

В 1967 году, как стипендиат Фонда поддержки психиатри­ческих исследований (США), два года работал в Университете Джона Хопкинса. Затем продолжил свои эксперименты в Мэ-рилендском центре психиатрических исследований. С! 973 по 1987 год С. Гроф жил и работал в институте Эсален (Биг-Сур, Калифорния). В этот период вместе с женой Кристиной он раз­работал технику холотропного дыхания. Гроф - один из основа­телей Международной Трансперсональной Ассоциации (ITA), долгое время был ее президентом. В 1993 г. он награжден по­четной премией Ассоциации трансперсональной психологии за выдающийся вклад в ее развитие. В настоящее время С. Гроф -профессор факультета психологии Калифорнийского институ­та интегральных исследований. Кроме того, он проводит обу­чающие семинары для профессионалов («Трансперсональные тренинги Грофа»), а также выступает с лекциями и семинарами


Классики Мировой Психологии


Классики Мировой Психологии

Основные работы: «За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии» (1994); «Области бессознатель­ного: данные исследований ЛСД» (1994); «Путешествие в по­исках себя: измерения сознания и новые перспективы психоте­рапии и внутреннего исследования» (1995); «Человек перед лицом смерти» (вместе с Джоан Хэлифакс, 1996); «Холотроп-ное сознание» (1996); «Космическая игра: исследование рубе­жей сознания» (1997); «LSD Psychotherapy» (1980); S. Grof,. «Beyond Death: Gates of Consciousness» (with C. Grof. 1980); «Ancient Wisdom and Modem Science»(1984); «Human Survival and Consciousness Evolution»(1988); S. Grof, (ed.) «Spiritual Emergency: When Personal Transformation Becomes a Crisis»(C. Grofed. 1989); «Books of the Dead: Manuals for Living and Dying» (1994); «Transpersonal Vision. Sound True publ» (1998).



Гурджиев Георгий Иванович

01/13.01.1877 - 29.10.1949

Мистик, духовный учитель, теософ. Странствовал по терри­тории Ирака, Ирана, Египта, Сирии, Афганистана, Турции, где учился в духовных школах и монастырях.

В Тифлисе открыл Институт гармонического развития чело­века; его деятельность была возобновлена с 1922 г. в окрестно­стях Парижа. Разрабатывал систему самосовершенствования человека, называвшуюся им «хайда-йога», «эзотерическое хри­стианство», «4-Й путь».

Основные работы: «All and everything» N.Y., 1950; «Views from the real world», 1973; «Вестник грядущего добра», СПб., 1993; «Беседы Вельзевула со своим внуком», Минск, 1999.


Гуссерль (Husserl) Эдмунд

08.04.1859 Просниц. Моравия - 27.04.1938 Фрейбург

Выдающийся немецкий философ, основоположник феноме­нологии. Изучал математику в Берлине и затем психологию у Брентано в Вене и у Карла Штумпфа в Галле. В 1887 г. становит­ся приват-доцентом в Берлине. В 1900 г. назначается профессо­ром философии в Геттинген, а затем в 1916 г. профессором во Фрейбург, где преподавал до 1929 г. и жил до конца своей жизни, страдая от ограничений, связанных с его еврейским происхожде­нием. Одним из его студентов был Мартин Хайдеггер.

Гуссерль занимался обоснованием человеческого знания, на­зывая это «архимедовой точкой». Он развил «чистую феноменоло­гию» - процедуру, основывающуюся на исследовании содержания собственного сознания субъекта. Рассматривая сознание как сово­купность сущностей, Гуссерль понимает его как поток, как неру­шимую целостность. Сознание выступает в виде потока пережи­ваний, элементы которого - феномены. Поэтому учение о структу­ре потока переживаний называется феноменологией. Феномены как элементы потока сознания, потока переживаний представля­ют собой в свою очередь определенную целостность, которая об­ладает самостоятельной и сложной структурой. Понять феномен как целостность можно только посредством интуиции. Это можно достигнуть, если его не описывать извне, а «пережить», т. е. непос­редственно войти в поток сознания. При этом происходит интуи­тивное, непосредственное, чисто умозрительное усмотрение сущ­ности. Феноменологический метод состоит в том, чтобы слиться с потоком сознания непосредственным образом. Важным для фе­номенологии Гуссерля является понятие интенциональности, ко­торое характеризует психические феномены. Это понятие было сформулировано Брентано, заимствовавшего его у средневековых схоластов. По мысли Гуссерля, сознание характеризуется направ­ленностью на предмет. Главное в интенциональности - момент соотнесенности сознания к объекту. Интенциональность всегда


Классики Мировой Психологии

присутствует в акте сознания, переживания, независимо от того, «существует ли объект, выдуман ли он или абсурден».

Гуссерль рассматривает понятие интенциональности в раз­личных аспектах. Он выделяет предметный аспект сознания, который называет ноэма (Noema). Этот предметный аспект со­знания не равен самому предмету сознания. «Дерево моего со­знания» не равнозначно самому дереву как реальному предме­ту. Восприятие отдельного предмета состоит из серии воспри­ятий, которые соединяются в единство активной синтезирую­щей деятельностью самого сознания, которое и обеспечивает целостное восприятие предмета». В интенциональном анализе, кроме предметных аспектов, присутствует еще и сам акт созна­ния в той или иной форме, который называется ноэсис (Noesis) - как способ данности интенционального предмета сознания. Единство ноэмы и ноэсиса определяется синтезирующей дея­тельностью сознания, при которой целостность предмета обес­печивается целостностью сознания.

Последняя книга Гуссерля - «Кризис европейских наук и транс­цендентальная феноменология», опубликована полностью толь­ко в 1956 г., хотя основа ее была заложена еще в 1935 г. Он счи­тал, что современная наука находится в кризисе, так как оставля­ет в стороне вопросы о смысле и бессмысленности человеческо­го существования. Позитивизм, по мнению Гуссерля, привел к ошибочному ограничению идеи науки и самой философии, Боль­шие надежды для преодоления кризиса он возлагал на «новую» философию, от которой будет зависеть состояние европейской духовности. Гуссерль ставит вопрос о связи философии и наук с фундаментальными сферами человеческого практического опы­та. Он ввел понятие «жизненного мира», под которым понимал сферу известного всем, непосредственного, очевидного. Гуссерль считал его основой всякого объективного познания, своего рода горизонтом, предпосылкой всякой действительной и возможной практики. Философия Гуссерля явилась основой для развития гуманистической и экзистенциальной психологии.


Декарт (Descartes) Рене "
(латинизированное -Картезий;,
- w Cartesius)

щнн -j 31.03.1596 Лаэ.Турень. Франция

11.02.1650 Стокгольм

* Выдающийся французский философ, математик, физик, фи­зиолог и психолог. С 1629 в Нидерландах Заложил основы ана­литической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения. Сформу­лировал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Автор теории, объясняющей образование и дви­жение небесных тел вихревым движением частиц материи (вих­ри Декарта). Ввел представление о рефлексе (дуга Декарта). В основе философии Декарта - дуализм души и тела, «мысля­щей» и «протяженной» субстанции Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к пере­мещению тел. Общая причина движения, по Декарту, -- Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек - связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное основоположение всего зна­ния, по Декарту, - непосредственная достоверность сознания («мыслю, следовательно, существую»). Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человечес­кого мышления. В учении о познании Декарт - родоначальник рационализма и сторонник учения о врожденных идеях.

Основные сочинения. «Геометрия» (1637); «Рассуждение о методе...» (1637); «Начала философии» (1644). п. /мы,;;!, i ws

ifqi" 1 ,йнь-

?tv «j с i is ; i i> ^ " " " lyfUttM


Классики Мировой Психологии


Классики Мирово^Психологии

Деннетт (Dennett) Даниель

Род. 28.03.1942 Бостон. США

Известный американский философ, занимающийся пробле­мой природы сознания. Получил философское образование в университетах Гарварда и Оксфорда (Англия). Возглавляет Центр Когнитивных исследований в Университете Тафта, в Медфорде, штаг Массачусетс. Хотя Деннетт получил класси­ческое философское образование, он очень хорошо разбирает­ся в проблемах искусственного интеллекта, нейробиологии, и когнитивной психологии. Его неортодоксальный подход, отра­жающий скептическое отношение к традиционным методам в философии, создали ему среди коллег славу радикала. В 1996 году Деннетт с другими учеными был привлечен к проекту Мае сачу сете ко го Технологического Института по созданию интеллектуального, и возможно даже обладающего сознанием, робота, названного Винтиком. Он автор множества книг по тео­рии сознания.

Основные работы: «Content and Consciousness» (1969); Consciousness Explained (1991); «Darwin"s Dangerous Idea»(1995); «Kinds of Minds» (1996).

Де Ренци (De Renzi) Эннио

Род. в 1924. Кремона. Италия.

Выдающийся итальянский психолог, один из ведущих ней-ропсихологов мира. Окончил медицинский факультет универ­ситета Павии.(доктор медицины, 1950). Профессор Триестско-го, Миланского, Моденского университетов. Почетный профес­сор Эдинбургского университета. Президент Европейского об­щества мозга и поведения (1969-1971). Академик Европейской академии. Редактор журнала «Cortex». Занимался исследовани­ями ассиметрии мозга, пространственных и вербальных нару­шений, апраксии, сенсорной депривации, топографической ам­незии и окуломоторных нарушений. Его книга «Disoders of Space 94


Exploration and Cognition» (1982), посвященная перцептивным и визуально-моторным нарушениям, остается лучшей из всех написанных на эту тему в современной научной литературе

Деркач Анатолий Алексеевич

Доктор психологических наук, профессор, действительный член АПСН, член- корреспондент РАС. Специалист в области создания имиджа политического лидера и профессиональной подготовки управленческих кадров. Автор более 200 научных работ. Основные работы: «Социально-психологические аспек­ты деятельности кадров»(1988); «Этнопсихология» (1992).

Дессуар (Dessoir) Макс

08.02.1867 Берлин - 19.08.1947 Кенигштейн Немецкий психолог. В 1897 -1934 годах - профессор в Бер­лине, в 1947 - во Франкфурте. Занимался исследованием и кри­тикой парапсихологических явлений, пытался дать определе­ние сущности эстетических переживаний и создать новую сис­тему искусствоведения. В 1906 году основал «Журнал Эстети­ки и Общего Искусствознания».

Основные работы: «Das Doppel-Ich» (1890); «Geschichte der neueren deutschen Psychologie» (1894); «Aesthetik und allemeine Kunsr\vissenschaft»(1906); «Von Jenseits der Seele» (1923); «Von Dieseit der Seele» (1923); «Okktiltismus in Urkunden» (1925); «Buch der Erinerungen» (1946); «Das Ich, der Traum, der Tod»(1947); «Psychologische Briefe» (1948).


Классики Мировой Психологии


Джексон (Jackson)

Дональд де Авила

02.01.1920 Окленд. Калифорния - 1968 Пало Альто

Американский психиатр и психоаналитик. Психоаналитичес­кое образование получил у Фриды Фромм-Рейхманн, большое влияние на него оказал Г.С. Салливен. В начале своей деятель­ности занимался проблемами психосоматической медицины. В 1959 г. организовал в Институте ментальных исследований г. Пало Альто, Калифорния, группу по изучению проблем семьи, в которую входили Дж. Викланд, Дж. Хейли, позже В. Сатир. Предложил теорию гомеостаза семьи (1956), в соответствии с которой семейные отношения понимаются как находящиеся в динамическом равновесии (в семье с психическими больными такое равновесие достигается благодаря психотическим симп­томам). Совместно с Г. Бейтсоном выдвинул гипотезу «двой­ной связи» (double bind) о роли несовпадения вербальных тре­бований и эмоционального контекста в этиологии шизофрении. Рассматривал взаимоотношения психотерапевта и пациента как борьбу за власть.

Джеймс (James) Уильям

11.01.1842 Нью-Йорк - 16.08.1910Чокоруа. Нью-Хэмпшир

Выдающийся американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функциональной психологии. По­лучил медицинское и естественнонаучное образование в Гар­вардском университете и в Германии. Профессор философа (1885-1889) и психологии (1889-1907) в Гарвардском уни­верситете. Организовал (совместно с Г. Мгонстербергом) nef вую в США лабораторию прикладной психологии (Гарварде кий университет, 1892). Первоначально психологические взгля ды Джеймса развивались в русле «психологии сознания» В. 96


Вундта. Однако уже в своей первой крупной работе («Принци­пы психологии», 1890) он выступил против атомизма класси­ческой ассоциативной психологии и развил представление о сознании как о «потоке» непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, из кото­рого человек вычленяет отдельные «группы чувственных эле­ментов», составляющих затем его «реальный мир». Джеймс рассматривал сознание с точки зрения его «функциональной» ценности для жизни человека, как одно из орудий биологичес­кого приспособления индивида. В связи с этим он отводил важ­ную роль инстинктам и эмоциям, индивидуальным физиологи­ческим особенностям человека. Развитая в одной из глав «Пси­хологии», теория личности оказала решающее влияние на фор­мирование американской персонологии. Многие темы, намечен­ные здесь Джеймсом, были подхвачены научной психологией личности и в настоящее время интенсивно разрабатываются в рамках исследований «образа самого себя», «самооценки», «са­мосознания». Другие же стали исходными точками в разработ­ке таких аспектов личности, которые раскрываются со стороны ее собственного сознания. Эмоциональная жизнь личности, ее смысловые образования, ее жизненные проблемы, перспекти­вы и прочее стали важными проблемами психологических ис­следований личности. Джеймс включает в личность, наряду с «чистым Я», также «эмпирическое Я», которое составляет не только то, что человек считает самим собой, но также и все то, что он может считает своим: свой дом, близких, свои дела репу­тацию и т. п. По отношению ко всему этому человек испытыва­ет те же чувства, что и по отношению к самому себе, потеря доброго имени переживается как утрата части собственного Я. Самая логика обсуждаемых Джеймсом вопросов заставляла его выходить за пределы индивидуального сознания человека. По­нятно, однако, что в рамках традиционной психологии созна­ния поднимавшиеся Джеймсом проблемы не могли получить адекватного решения. Широкое распространение получила выд-


Классики Мировой Психологии


Классики Мировой Психологии

винутая им в 1884 г. теория эмоций. Ряд интересных работ Джей­мса посвящен научно-психологическому анализу религии.

Сочинения: «Научные основы психологии», СПб., 1902; «Прагматизм», Изд. 2-е. СПб., 19)0; «Многообразие религиоз­ного опыта», М., 1910; «Существует ли сознание?»-В кн.: «Но­вые идеи в философии», вып. 4., СПб., 1913.

Джонс (Jones) Эрнст

1879 Гоуертон. Гламорганшир. Уэльс- 1958 Лондон

Известный британский психоаналитик. После получения медицинской степени (1903), Джонс работал в Королевском Медицинском Колледже в Лондоне (1904). Его интерес посте­пенно переместился от терапии к неврологии, психиатрии, и, в конечном счете, психоанализу. Вместе с Карлом Юнгом орга­низовал первый Психоаналитический конгресс в Зальцбурге (1908), где он познакомился с Фрейдом. В этом же году он уехал в Канаду, где в течение четырех лет работал в Торонтском Цен­тральном Госпитале и экспериментировал с психоаналитичес­кими методами. Джонс применял психоаналитические принци­пы к антропологии, фольклору, искусству, и литературе. В сво­ем известном эссе (1910) он интерпретировал характер Гамлета в терминах Эдипова комплекса. Позже эта работа была расши­рена, дополнена и издана в виде книги «Hamlet and Oedipus» (1949). Джонс сыграл большую роль в создании Американской Психоаналитической Ассоциации (1911). После своего возвра­щения в Лондон в 1913 году он основал институт и клинику также как и Международный Журнал Психоанализа, который он редактировал до 1939. В значительной степени благодаря его усилиям, Британская Медицинская Ассоциация признала пси­хоанализ в 1929. Когда Гитлер пришел к власти, Джонс помог многим немецким аналитикам эммигрировать в Англию и дру­гие страны, Джонс сыграл решающую роль в предоставлении возможности уехать в Лондон больному Фрейду и его семье. Он автор более 300 статей, монографий по символизму, форми-98


рованию характера и обсессивному неврозу. Мировую извест­ность получила его книга: «The Life and Works of Sigmund Freud» 1-3 vol. (1953-57).

Донцов Александр Иванович

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Занимается проблемами социальных конфликтов. Имеет более 90 научных работ.

Основные работы: « Проблемы групповой сплоченности» (1984); «Концепции социальных представлений в современной французской психологии» (в созвт., 1987).

Граник Генриетта Григорьевна, Москва

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.

Главный научный сотрудник, руководитель группы «Психологические основы построения школьных учебников» лаборатории экопсихологии развития и психодидактики Психологического института РАО.

В Психологическом институте РАО Генриетта Григорьевна Граник работает с 1962 г., пройдя путь от младшего научного сотрудника до заведующей лабораторией психологических основ построения школьных учебников. До этого ее деятельность была связана со школой: старшая пионервожатая в школе №81 г. Москвы, учитель русского языка и литературы школы №4.

Генриетта Григорьевна Граник – известный российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии речи.

Более полувека Г.Г. Граник занимается изучением психологических механизмов формирования грамотной речи учащихся, разработкой теории создания школьного учебника нового типа по русскому языку, проблемой понимания учебного и художественного текстов. Ее выдающимся теоретическим достижением является создание научного фундамента для построения учебников нового типа, сопровождающих весь ход обучения, а не только его интеллектуальную составляющую, что позволило создать принципиально новое направление в педагогической психологии – «Школьный учебник». Не менее выдающимися являются и прикладные результаты научного поиска Генриетты Григорьевны – ею вместе с коллективом единомышленников созданы авторские учебники по русскому языку с 1-го по 9-й классы! А это более 50 учебников и учебных книг по русскому языку и литературе И все они получили гриф Министерства образования и науки РФ, входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, и успешно используются в этих учреждениях.

Г.Г. Граник опубликовано более 250 научных работ. Под научным руководством Г.Г. Граник созданы экспериментальные учебники «Синтаксис и пунктуация русского языка» (три учебника) и учебные книги: «Секреты пунктуации» (М., 1987), «Секреты орфографии» (М., 1991), «Речь, язык и секреты пунктуации» (М., 1995); книги для учителя и учащихся по проблемам понимания текста («Когда книга учит» (М., 1988), «Как учить работать с книгой» (1995, три издания), «Дорога к книге» (М., 1996), «Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8–11 классы» (М., 1999, 2001). Г.Г. Граник разработаны теоретические основы нового психолого-педагогического направления в учебниковедении – «Школьное литературоведение на психологической основе» (книги для учащихся «И снова о Пушкине» (М., 1999), «Драматурги, драматургия, театр» (М., 2001), «Русская литература: От былин до Крылова» (М., 2007), «Я – другой. М.Ю. Лермонтов» (М., 2011) (в соавт.).

Г.Г. Граник дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (1997, 2008), лауреат премии им. К.Д. Ушинского, удостоена медали К.Д. Ушинского, почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

Текст подготовлен Ученым секретарем ПИ РАО Г.В. Шуковой.

ГРАНИК Генриетта Григорьевна (р. 1928) - российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии речи. Д-р психологических наук (1981), профессор (1996). Чл.-кор. РАО (1992), д. чл. РАО (1995). За серию учебников по русскому языку и литературе награждена премией им. К.Д. Ушинского (1973) и медалью его имени (1999). Лауреат премии Правительства РФ за серию научных работ и учебных книг по русскому языку и литературе (1997). Закончив фак-т русского языка и литературы Московского Государственного заочного пединститута (1959), преподавала русский язык и литературу в общеобразовательных школах. С 1963 г. работает в ПИРАО, пройдя путь от м.н.с. НИИ ОиПП АПН СССР до гл. н. с. ПИ РАО. В 1965 г. защитила канд. дис.: "Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков", в 1980 - докт. дис.: "Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений". С 1980 г. возглавляет группу: "Проблемы построения школьных учебников". Основные направления научной деятельности Г. связаны с исследованием психологических аспектов развития письменной речи учащихся и формирования психологических приемов понимания учебных и художественных текстов ("И снова…о Пушкине" (совм. с Л.А. Концевой), 1999; "Литература (Учимся понимать художественный текст)" (в соавт.), 1999, 2001; "Драматурги, драматургия, театр" (совм. с Л.А. Концевой), 2002). Раскрытие психологических механизмов формирования грамотного письма, а также приемов понимания и запоминания текстов позволили Г. построить новый школьный курс русской филологии и создать специальную методику обучения. ("Синтаксис и пунктуация русского языка", 1970; "Секреты пунктуации" / совм. с С.М. Бондаренко, 1987, 1988; "Русский язык. Синтаксис и пунктуация" / совм. с С.М. Бондаренко, 2002). Г. заложены основы комплексной научной дисциплины - "школьный учебник", которая является практико-ориентированной и характеризуется обилием междисциплинарных пересечений. Построение школьного учебника требует учета данных различных научных областей: общей и возрастной физиологии, когнитивной науки, психологии личности, психолингвистики, психодидактики, полиграфической науки, частных методик и других, с которыми теория школьного учебника имеет обширные области пересечения исследовательских интересов. Создание учебника предполагает проведение исследований по широкому кругу проблем, среди которых: психологические закономерности усвоения предмета и адекватные им формы репрезентации учебного материала; учет возрастных физиологических особенностей и возможностей школьника на каждом этапе обучения; психологические закономерности внимания и памяти; проблемы понимания; приемы работы с книгой и обучение такой работе; восприятие текстов художественной литературы; разработка принципов и приемов воспитания читателя средствами учебника; методов и средств обогащения культурного фонда учащихся; создание условий для возбуждения и постоянного поддержания познавательного интереса, для повышения активности и самостоятельности школьника в учебном процессе, поиск средств снижения ситуативной тревожности и др. Многоаспектность работы по проектированию школьного учебника предполагает создание специальных научных коллективов, которыми под руководством Г. создана серия экспериментальных учебников не только по синтаксису и пунктуации русского языка, но и по другим школьным дисциплинам (англ. языку, математике и др.). Она автор и ред. серии книг, в том числе для учителей, в которых рассмотрены психолого-педагогические приемы работы учащихся с учебником, освоения содержащегося в нем материала ("О путях повышения эффективности обучения русскому языку в школе" (1970, 1971, 1972), "Учитель, учебник и школьники" / в соавт., 1977; "Психологические проблемы построения школьных учебников" / в соавт., 1979; "Как учить школьника работать с учебником" (в соавт.), 1987; "Когда книга учит" (в соавт.), 1988, 1991, 1995; серии учебных пособий по русскому языку и литературе для начальных, средних и старших классов школы.

Российский психолог, педагог, доктор психологических наук (1981), профессор, действительный член РАО (1995).

Г.Г. Граник родилась в Улан-Удэ в семье служащих (отец, Григорий Григорьевич, был инженером; мать, Этолия Александровна - домохозяйкой). После окончания Великой Отечественной войны Генриетта Григорьевна попала в тяжелую автомобильную катастрофу и долгое время не могла ни учиться, ни работать. После выздоровления в течение трех лет работала старшей пионервожатой в школе № 81 Краснопресненского района Москвы. Эти годы она и до сих пор считает лучшими в своей жизни, а слова ее бывших пионеров: «Рита, ты подарила нам детство», - высшей наградой, которая греет ее всю жизнь.

Окончив Московский государственный заочный пединститут (1959), Г.Г. Граник стала учителем русского языка и литературы, а затем районным методистом. С тех пор свою жизнь она навсегда посвятила проблемам школы и прежде всего проблемам создания учебников. В начале 1960-х гг. Г.Г. Граник была принята на должность младшего научного сотрудника в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР в лабораторию программированного обучения.

В 1963 г. она защитила кандидатскую диссертацию по теме «Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков». Затем занималась и занимается вопросами создания учебников по русскому языку (вначале - проблемно-программированных, а потом - учебников нового типа). В это время проблема школьного учебника как специальная теоретико-экспериментальная проблема в психологической науке хотя и ставилась, но по существу не разрабатывалась.

Вместе с тем, как известно, еще в начале ХХ в. состоялась дискуссия на эту тему: одни из ее участников считали, что учебник должен нести функцию закрепления знаний, полученных учеником в классе, должен стать учебником-справочником, учебником-тренажером; другие полагали необходимым так построить учебник, чтобы он сопровождал весь учебный процесс, выполнял не только обучающую, но и развивающую и воспитывающую функции. Из инструмента передачи информации учебник должен был превратиться в средство организации совместной деятельности учителя и учащихся, а также самих учащихся. Они считали, что такой учебник поможет и учителю, и ученикам. Тогда победили сторонники учебников-справочников, учебников-тренажеров. Такие учебники, не изменяясь по существу, преимущественно используются и сегодня. Даже бесспорные, крупные достижения лингвистов и психодидактов ХХ в. лишь изредка, с большим трудом, пробиваются в так называемые новые поколения учебников.

Почему же в те годы победили сторонники таких учебников? Основных причин две: во-первых, массовой школе срочно требовались учебники, а создание учебников, которые бы обслуживали весь учебный процесс, требовало много времени и специально подготовленных кадров. Во-вторых, наука вплоть до 1960-х гг. делала лишь первые шаги по изучению психологии усвоения такого предмета, как русский язык (см. работы Д.Н. Богоявленского, Л.И. Божович, Л.С. Славиной, А.М. Орловой и других).

Таким образом, не было научного фундамента для построения учебников нового типа, сопровождающих весь ход обучения.

Для создания учебников нового типа в 1965 г. Г.Г. Граник удалось при НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР и Российском педагогическом обществе организовать первый семинар для учителей. Всего в семинаре участвовало свыше 30 человек. Он просуществовал около 11 лет. Создание учебников нового типа опиралось на многочисленные исследования в разных областях науки: общей и педагогической психологии, психодидактики, возрастной физиологии, методики и др. Результаты исследований этих лет отражены в пяти монографических сборниках и в книгах серии «Проблемы школьного учебника».

В 1971 г. авторским коллективом был создан первый экспериментальный учебник нового типа по синтаксису и пунктуации русского языка, награжденный премией им. К.Д. Ушинского. В истории Академии педагогических наук СССР это был первый случай, когда премию получили не только научные сотрудники института, но и учителя-экспериментаторы (из 10 авторов - шестеро были учителями: С.М. Бондаренко, О.З. Кантаровская, Е.Д. Кин, Л.А. Концевая, С.С. Левитина, Е.Л. Соломонова).

В настоящее время как в общей, так и в педагогической психологии накоплен большой материал о процессе усвоения знаний, о причинах возникновения тех или иных нарушений, сбоев в этом процессе, о содержании новообразований, которые происходят в развитии ребенка под влиянием обучения. К числу фундаментальных исследований относится докторская диссертация Г.Г. Граник «Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений» (1985).

Дело в том, что учебник требует целостного подхода к проблеме своего создания. Такое единство основывается на синтезе ряда наук - это общая психология, психодидактика, современная лингвистика, литературоведение, возрастная физиология, логика и методика, обслуживающая разработанную целостную концепцию.

Проблема построения учебников нового типа не могла быть решена без создания целостного курса русской филологии. Объединение русского языка и литературы в единую образовательную область «Русская филология» предполагало изучение соотношения школьных предметов «русский язык» и «литература». А это, в свою очередь, потребовало создания другого семинара, участники которого совместно с сотрудниками группы провели необходимые психологические исследования. В 1999 г. при Московском комитете образования и ПИ РАО была открыта экспериментальная площадка «Разработка курса “Русская филология” - его содержания, средств и методов обучения», руководителем которого является Г.Г. Граник. В течение ряда лет были созданы первые, а затем после массовой экспериментальной проверки вторые варианты учебников нового типа по русскому языку и литературному чтению со всеми методическими пособиями: программой, методическими рекомендациями (сценариями уроков), спутниками учебников (всего 27 книг). Учебно-методический комплект представлен к премии Правительства РФ в области образования (2008).

Г.Г. Граник опубликовано свыше двухсот работ. Основные научные результаты лежат в области исследования психологических механизмов грамотной речи, понимания текста, разработки концептуальных подходов к построению учебников нового типа. Ею создано новое направление в психолого-педагогической науке - «Школьный учебник».

За создание научно-учебно-методического комплекта «Русская филология» Г.Г. Граник удостоена премии Президента РФ в области образования (1997); она награждена золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке» (2007), почетным знаком «ПСИ серебряная» Федерации психологов образования РФ, МГППУ, ПИ РАО (2007).

Лучшие статьи по теме