Автомобильный портал - Фаворит
  • Главная
  • Шины и диски
  • Лица, содействующие органам федеральной службы безопасно-сти. Как вербуют в фсб Чем грозит соглашение о сотрудничестве с фсб

Лица, содействующие органам федеральной службы безопасно-сти. Как вербуют в фсб Чем грозит соглашение о сотрудничестве с фсб

Как уже отмечалось, органы ФСБ могут привлекать отдель-ных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на органы обязанностей на гласной и негласной (конфиденциаль-ной) основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников. Их полномочия определяются нормативными актами ФСБ Рос-сии.

Лица, оказывающие содействие органам безопасности, име-ют право: заключать контракт с органами ФСБ о конфиденциаль-ном сотрудничестве; получать от сотрудников ФСБ разъяснения своих задач, обязанностей и прав; использовать в целях конспира-ции документы, зашифровывающие личность; получать вознаг-раждение, компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе содействия органам ФСБ.

Указанные лица обязаны: соблюдать условия заключенного с органами безопасности контракта или договоренности о сотруд-ничестве; выполнять поручения органов безопасности, направлен-ные на осуществление возложенных на них обязанностей; не допускать умышленного предоставления необъективной, непол-ной, ложной или клеветнической информации; не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведе-ния, ставшие им известными в процессе оказания содействия органам ФСБ.

Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контактной основе депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, не-совершеннолетних, священнослужителей и полномочных офи-циально зарегистрированных религиозных организаций.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ содействие на конфиденциальной основе, составляют госу-дарственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Контроль и надзор за деятельностью органов федеральной службы безопасности. Контроль за деятельностью органов ФСБ осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, опреде-ляемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Депу-таты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов ФСБ в поряд-ке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Надзор за исполнением органами ФСБ законов Российской Федерации осуществляет Генеральный прокурор Российской Фе-дерации и уполномоченные им прокуроры.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ содействие на конфиденциальной основе, а также об орга-низации, тактике, методах и средствах осуществления деятель-ности органов ФСБ в предмет прокурорского надзора не входят.

Кроме органов ФСБ функции по обеспечению безопасности и охране государственной тайны осуществляют и иные органы. Так, функции охраны Президента Российской Федерации и чле-нов его семьи осуществляет Служба Безопасности Президента Российской Федерации.

Указанная Служба безопасности в своей деятельности руко-водствуется Конституцией Российской Федерации, федеральны-ми законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением о Службе безопасности Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г.

Основными задачами службы безопасности Президента яв-ляются:

Обеспечение безопасности Президента Российской Федера-ции в местах постоянного или временного пребывания, в том числе на трассах проезда;

Прогнозирование и своевременное выявление угроз безопас-ности Президента России, осуществление мер по их предуп-реждению и нейтрализации;

Осуществление государственной охраны членов семьи Прези-дента Российской Федерации и др.

Общее руководство Службой безопасности осуществляет не-посредственно Президент. Службу возглавляет Директор, на-значаемый Президентом.

Функции по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране (объекты государственной охраны), осу-ществляет Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) -- федеральный орган государственной охраны. ФСО России входит в структуру федеральных органов исполни-тельной власти. Руководство ФСО России осуществляют Президент России, а также Правительство России. В ФСО России предусматривается военная служба.

ФСО России в своей деятельности руководствуется Консти-туцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 1996 г. «О государственной охране», иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президен-та Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными дого-ворами Российской Федерации, Положением о Федеральной службе охраны Российской Федерации.

Согласно Положению основными задачами ФСО России яв-ляются:

Прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным ин-тересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы; обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

Выявление, предупреждение и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны;

Защита зданий, строений и сооружений, в которых размеще-ны федеральные органы государственной власти, прилегаю-щих к указанным зданиям и сооружениям территорий и акваторий в целях обеспечения безопасности объектов госу-дарственной охраны, а также зданий, строений, сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий, находящихся в оперативном управлении ФСО России;

Обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;

Участие в пределах своих полномочий в борьбе с террориз-мом и др.

ФСО России возглавляет руководитель в ранге Председателя государственного комитета Российской Федерации, который подчиняется Президенту Российской Федерации. Руководитель

Службы назначается на должность и освобождается от должно-сти Президентом Российской Федерации. Первый заместитель и заместители руководителя ФСО России, командир Президент-ского полка назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представле-нию руководителя ФСО России.

В состав ФСО России входит Служба безопасности Президен-та Российской Федерации.

Вопросами обеспечения правительственной связи и инфор-мации, а также сохранения их тайны ведает Федеральное агент-ство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, которое подчиняется непосредственно Президенту России.

К органам обеспечения безопасности относится также Меж-ведомственная комиссия по защите государственной тайны., основной функцией которой является координация деятельно-сти федеральных органов государственной власти и органов го-сударственной власти субъектов Российской Федерации по защите государственной тайны в интересах разработки и выпол-нения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законо-дательства о государственной тайне.

Правовую основу деятельности Межведомственной комиссии составляют Конституция Российской Федерации, Законы Россий-ской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», указы и распоряжения Президента Российской Фе-дерации, постановления и распоряжения Правительства Россий-ской Федерации, регулирующие отношения в области защиты государственной тайны. Специальным правовым актом, определя-ющим статус межведомственной комиссии по защите государст-венной тайны, является Положение о ней, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 20 января 1996 г.

Органы государственной власти в соответствии с Законом от 21 июня 1993 г. «О государственной тайне» в пределах своей компетенции обеспечивают защиту сведений, составляющих го-сударственную тайну. Перечень этих сведений утвержден Ука-зом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г.

ФСБ определилась, как уведомлять Пенсионный фонд РФ о людях, которые негласно сотрудничали со спецслужбами. Приказ об этом подписал глава ФСБ Александр Бортников. После передачи таких сведений в Пенсионный фонд срок сотрудничества гражданина пойдёт в трудовой стаж. Таким образом, негласные сотрудники ФСБ смогут рассчитывать на получение пенсии.

Летом 2015 года в России вступили в силу поправки в основной закон силовиков - «Об оперативно-разыскной деятельности». В статье 18, которая говорит о социальной и правовой защите людей, сотрудничающих с правоохранительными органами на постоянной основе, появился пункт о том, что они теперь имеют право на пенсию. Поправки в законе были, но ФСБ и другие силовики должны были разработать механизм уведомления Пенсионного фонда о своих негласных сотрудниках и информаторах.

По данным Лайфа, несколько дней назад глава ФСБ Александр Бортников подписал приказ о порядке передачи сведений о таких людях. Приказ только что утверждён и в Минюсте.

Итак, если негласный сотрудник хочет, чтобы время сотрудничества со спецслужбами пошло ему в стаж, он должен написать заявление в подразделение ФСБ, с которым он работал. Далее структуры ФСБ должны тщательно проверить и подтвердить личность секретного сотрудника, после чего уже оформить справку о периоде сотрудничества с ним. Эти документы передаются в Пенсионный фонд с полным соблюдением секретности. ФСБ опубликовала образец справки на получение пенсии за негласное сотрудничество.

Да, наконец, после долгих дебатов в правительстве, МВД, ФСБ и другим службам, имеющим право заниматься оперативно-разыскной деятельностью, удалось добиться права секретных сотрудников получать пенсионное обеспечение - как обычные пенсионеры после достижения ими 60-летнего возраста, - рассказывает Лайфу источник в одной из российских спецслужб.

По словам источника Лайфа, последние годы с внештатными сотрудниками заключается договор на сотрудничество, в нём была прописана сумма ежемесячного денежного довольствия «информатора», с которой ФСБ РФ отчисляет взносы в ПФР.

Как говорится в приказе главы ФСБ Александра Бортникова, сотрудники ФСБ будут направлять справку о сотрудничестве социальной службе по запросу от гражданина.

Когда секретному сотруднику исполняется 60 лет, он получает в ФСБ справку, в которой подтверждается, в какой период он работал в спецслужбе как на основном месте занятости и получал ежемесячную заработную плату, - рассказывает собеседник Лайфа из спецслужбы. - С такой справкой он отправляется в Пенсионный фонд, в отдел секретного делопроизводства, где данный документ проверяют, запрашивают подтверждающую информацию из правоохранительной структуры, где была оформлена справка.

Сколько таких людей сотрудничает с ФСБ и другими правоохранительными органами в России, является строго охраняемой гостайной. Но именно с помощью этих людей спецслужбы получают первичную информацию из организаций, компаний, криминальных, коррупционных, экстремистских группировок.

Агенты - это святая святых сыска. Полученная от осведомителя информация очень ценная, поэтому люди, отдавшие годы жизни секретной работе ради борьбы с преступностью, должны иметь и достойную пенсию, - говорит Лайфу один из офицеров МВД. - Это будет хорошим стимулом и для других людей. Без информаторов и добровольных помощников нам не обойтись. Они были в царской охранке, в советской милиции, останутся они и в полиции. Но всегда осведомители получали за свою работу деньги, а вот пенсии - нет. Когда их отправляли в отставку, то чаще всего они просто получали мизерную пенсию в 5-7 тысяч рублей по старости, а не трудовую пенсию.

ФСБ определила порядок уведомления ПФР, теперь это должны сделать МВД и другие правоохранительные органы, - поясняет собеседник Лайфа из МВД.

Практика выплаты пенсии внештатным агентам у зарубежных спецслужб разная. Например, в книге под названием «Нищета в Соединённом Королевстве» (Poverty in the United Kingdom) автор Питер Таунсенд (Peter Townsend) упоминает, что английским осведомителям, которых он называет словом informants, могут выплачивать пенсию. Однако, в каком размере, неясно.

В этом контексте важно понимать, как в разных странах воспринимают таких агентов. В отличие от России, где к ним относятся с негативом, в Европе восприятие информаторов совершенно другое.

Например, в Германии совершенно не зазорно звонить в полицию даже при намёке на готовящееся нарушение общественного порядка, и там у полицейских много общественных помощников, которым они ничего не платят.

Особый подход к добровольным агентам в Израиле. Там решают вопрос об оплате агента в индивидуальном порядке - в зависимости от его вклада в работу спецслужбы и от важности добытых им сведений.

Существует определённая система поощрения этих людей по окончании службы в зависимости от того, в каких обстоятельствах они окажутся. Это может быть единовременная выплата, может быть постоянная помощь. Наконец, это может быть помощь в трудоустройстве или в возможности поселиться в том или ином месте, - рассказал Лайфу бывший глава израильской спецслужбы Натив Яков Кедми. - Есть также крайние меры - попытаться устроить человека в другую страну. Например, перед Шестидневной войной иракский лётчик переправил в Израиль самолёт МиГ-21. Мы позаботились о том, чтобы вывезти его семью из Ирака, и предоставили ему возможность устроиться в Латинской Америке под другим именем вместе с семьёй.

Напомним, что в 2011 году МВД попросило у правительства выделить им для оплаты услуг осведомителей на 2012-2014 годы 280 миллионов рублей. Ведомство поясняло, что стимулирование добровольных помощников деньгами поможет в борьбе с преступностью.

4. Тактика оценки кандидата

Всесторонне изучив конкретного человека, ему дают предельно взвешенную потенциальную оценку с позиций:
. вероятности его вербовки; его возможностей как агента;
. выгод от его привлечения;
. риска при его привлечении;
. реальных направлений его использования.

В оценке вероятности вербовки данного лица учитывают:
- наличие необходимых внутренних (черты характера, слабости, пороки) и внешних (компромат, ценимые факторы и люди) уязвимостей;
- мешающие факторы (черты характера, идейная убежденность, влияние значимых лиц, трудности прямого контакта) и оптимальные возможности их устранения (снижение значимости, обход, переворачивание в свою пользу);
- кто, по какой причине, как и с какой эффективностью может способствовать вербовке.

В оценке возможностей объекта как агента, берут в расчет:
- внутренние качества личности (ум, наблюдательность, активность, уровень притязаний, контактность, склонность к риску, упорство, хладнокровие, смелость, находчивость и т.д.);
- внешние факторы обстановки (имеющие информацию друзья, родные и знакомые, возможности влияния на ключевых людей и ход событий ввиду своего авторитета или служебной должности, обширные контакты и т.д.).

В оценке выгоды от привлечения (вербовки) объекта просчитывают:
- полезность информации и прочего содействия, которые предполагается здесь обрести;
- степень его наличных и потенциальных возможностей влиять на ход событий либо на конкретных лиц;
- степень трудности проникновения извне в данную группу или среду;
- шансы использования объекта для внедрения в организацию своих людей;
- аспект потери в его лице активного противника.

В оценке риска вербовки объекта учитывают:
- возможности активно-негативной реакции на предложение о сотрудничестве;
- насколько нежелательно "засвечивание" личностей вербующих (помехи в их дальнейшей деятельности, "бросание тени" на контактеров);
- сколь вредно проявление интереса к конкретной теме или организации (насторожит и осложнит намеченную разработку, даст нить в активной контригре);
- степень уверенности, что объект не сообщит "своим" (опасность "двойной игры");
- величину лазейки, по которой могут добраться до вербующей структуры, и существующие возможности ее быстрейшего перекрывания.

Оценивая перспективные пути задействования объекта, определяют:
- как его выгодно использовать (в качестве информатора, агента влияния, дезинформатора, нарушителя единства, связного, провокатора, пособника в различных акциях);
- стоит ли продвигать объект на ключевое место в его организации и достижимо ли последнее.

Сделав анализ всех возможных плюсов и минусов от привлечения объекта к сотрудничеству и учтя потребности текущей ситуации, выносят соответствующее заключение:
. "завербовать срочно" (даже если объект пока что "не созрел" - время не терпит);
. "повременить с вербовкой" (нет явной необходимости, нет действенного компромата, объект не доведен до нужной кондиции);
. "полностью отказаться от вербовки" (слишком ничтожна вероятность согласия, велик риск получения "двойной игры", "овчинка не стоит выделки").

5. Проведение вербовки

Уяснив психологический портрет объекта и оценив его особенности, затруднения и устремления, обычно удается выйти на мотивы, способные склонить намеченного человека к сотрудничеству. Чаще всего побуждающими моментами при этом являются:
. политические или религиозные убеждения;
. стремление к власти;
. романтические представления;
. национализм;
. тщеславие;
. преувеличенное мнение о своих способностях;
. месть;
. материальные затруднения;
. страх (компрометации, физического воздействия, за других людей);
. жадность (как черта характера);
. сострадание (как черта характера);
. любовь к детям;
. житейские слабости и пороки (пьянство, азартные игры, женщины, наркотики и т.д.).

Мотивами вербовки "заоблачных" интеллектуалов могут служить их утонченные стремления к:
- тайной власти;
- игре с законами;
- знанию того, о чем не могут знать другие;
- проникновению в тайны.

Полезно знать, что любому человеку трудно преодолеть в себе:
- любовь-страсть;
- любовь к детям;
- тщеславие;
- страх.

Необходимо помнить, что интенсивность проявления отдельных чувств нередко изменяется во времени и поддается некой коррекции. Этот факт желательно учитывать при отборе конкретных методов воздействия на индивида.

Когда отлично знаешь, что человеку надо и есть возможность дать или отнять это, - легко стать его господином.

Вербовку можно проводить:
. от имени вербующей организации ("прямая вербовка");
. без непосредственного указания, кто вербует, давая, впрочем, некую возможность что-то предполагать ("намекающая вербовка");
. под "чужим флагом", или от имени ничем не примечательной структуры (человека), не вызывающих какой-либо неприязни, а то и порождающих определенную симпатию ("одурачивающая вербовка");
. от имени одной организации с последующим - когда контроль уже получен - раскрытием реального хозяина ("ступенчатая вербовка").

Вербовочный подход бывает:
. "горячим" (когда вербовщик делает прямое предложение о сотрудничестве, иной раз после очень долгой обработки, а другой раз почти сразу);
. "холодным" (когда неведомый объекту человек исподволь "подкатывается" к нему);
. "бесконтактным" (когда влияние на объект осуществляют без непосредственного контактирования с ним, прибегая к письмам, электронной почте, факсу и телефону);
. "обратным" (когда объект сам предлагает свои услуги, хотя обычно ему нужно "подсказать", к кому он может обратиться).

Во всех указанных вариантах желательно предусмотреть условия для поддержания связи, поскольку даже если человек вначале резко отказался от предложения, то через некоторое время он может передумать.

Главными методами вербовки являются:
1. Шантаж.
2. Подкуп.
3. Угроза физического воздействия.
4. Угроза любимым людям.
5. Разжигание эмоций (мстительности, недовольства, тщеславия, восторженности, ревности, сострадания).
6. Убеждение.
7. Зомбирование (психопрограммирование).

Практические схемы этих методик и частные рекомендации по их осуществлению представлены в части, разбирающей способы воздействия на человека.

6. Обхождение с завербованным

Завербовав конкретного человека, стараются получить от него максимум возможного, а это удается реализовать лишь при умелом руководстве, учитывающем психологические особенности его личности и уровень желания (а то и нежелания) действовать. Отдельные аспекты подобных взаимоотношений мы вкратце здесь и рассмотрим.

Склоненного к сотрудничеству человека можно использовать:
- разово;
- по мере необходимости;
- постоянно.

Частота использования агента зависит от:
- стремления быть в курсе текущих событий;
- оперативной необходимости;
- желания сохранить его для самых важных целей;
- степени доверенной ему инициативы.

Агент может функционировать:
- независимо (передавая то, что он сам считает нужным, и действуя при этом так, как он считает необходимым);
- автономно (работая по установленному заданию, но не поддерживая промежуточных контактов с хозяевами);
- полуинициативно (решая поручаемую ему задачу совместно со своим руководителем, но не отказываясь от подвернувшихся возможностей);
- строго по инструкции (ориентируясь лишь на полученные указания, и не пытаясь выйти за изначально установленные рамки).

Для направления деятельности привлеченного используют классические методы:
- "кнута" (запугивания);
- "перчатки" (контроля);
- "пряника" (подкупа).

Придерживайтесь принципа: "Пусть будет жесткая рука, но в мягкой перчатке".

Конкретный человек бесспорно требует сугубо персонального подхода, но более эффективно направлять его обычно удается посредством убеждения, а не угроз, поэтому полезно развивать с ним дружеские отношения.

Устанавливая дружбу с завербованным, все же не следует терять инициативы (доминирования) и четко пресекать любые попытки перехватить последнюю. Значительную роль здесь иной раз играет полезная способность "переглядеть" партнера, поскольку если ведущий не в состоянии выдержать прямого взгляда им ведомого - он не годится и для руководства.

6.2. Способы удержания

Удерживать любого человека в своих рядах возможно:
1. Приличным материальным вознаграждением.
2. Взаимной помощью.
3. "Лапшой на уши".
4. Страхом возмездия.
5. Зомбированием.

Финансовое вознаграждение является своего рода подпитывающим фактором, сопутствующим всем прочим стимулам. Оно должно быть хорошо продуманным (чтобы не оскорбить больного самолюбия), заметно (в зависимости от полезности работы) и оптимальным (чтобы не подкупили другие).

Взаимопомощь подразумевает активное содействие в решении различных деловых и личностных проблем объекта (карьера, "крыша", полезные знакомства, доходные контракты и т.д.). Это своеобразная замена прямого материального вознаграждения.

Тактика "лапша на уши" основывается на создании у агента впечатления о значительности его работы с моральной или идеологической точек зрения. Это заметно повышает самоуважение и обычно эффективнее, чем стимуляция одной лишь платой.

При удержании страхом возмездия, угроза возмездия висит как над личностью агента, так и над его близкими.

Расплата тут может предполагаться:
- за прошлые грехи по отношению к кому-либо;
- за явное предательство "своих";
- за очевидную измену новым хозяевам.

Для эффективности подобных угроз необходим производящий впечатление компромат, полученный в процессе разработки человека, а также при взаимодействии с ним (определенно непрощаемые акции против "своих", свидетельства "преступной" связи с противником). Добавочным подстегивающим моментом здесь является периодическое обещание агенту отдать ему компрометирующие его материалы.

Зомбирование подразумевает искусственное отключение личной воли человека с беспрекословным подчинением его приказам своего хозяина.
Осуществляется зомбирование посредством "промывания мозгов" и "жестким" перепрограммированием их на специфический режим работы, а также путем "мягкого" перепрограммирования с использованием многоступенчатого гипноза.

6.3. Способы проверки

В сотрудничестве с завербованным всегда есть опасность нарваться на "двойную игру" или элементарное мошенничество. Для избавления от подобных неприятностей желательна систематическая гласная (детектор лжи) или негласная (дублирование, наблюдение, провокация) проверка агента.

Детектор лжи отслеживает различные психоэмоциональные реакции (со стороны мышц, кожи, зрачков, сердечной и дыхательной систем) на значимую информацию и в упрощенном варианте обычно заменяется простейшей экспресс-диагностикой в ходе проверочного разговора.

Дублирование заключается в том, что объекту поручается достать вполне определенную информацию, которая уже известна его хозяевам. Особенно для этого подходят такие сведения, которые агент по своим собственным причинам не хотел бы выдавать.

При наблюдении осуществляется периодическое просвечивание завербованного, с фиксацией любого факта, свидетельствующего о его нечестной игре. В подобных случаях обычно эффективно подключение параллельного агента.

Под провокацией имеется ввиду расчетливое соблазнение человека (интригой, подкупом, подбрасыванием информации, которую он предпочел бы не передавать) и засеканием его реакции на это.

Отметим, что выказываемая агентом верность значительно зависит от его моральных устоев. Явно деградировавший в личностном плане человек не в состоянии быть надежным исполнителем.

При выявлении "двойной игры" возможно либо прерывание контакта, либо использование этого факта для проведения изящной комбинации или забрасывания дезинформации.

6.4. Способы связи

Связь с завербованным рассматривается как самый уязвимый аспект конспиративной работы и может быть по своему характеру:
- информационной (прием и передача указаний и сообщений, развернутое обсуждение различных вопросов, выдача-получение необходимых предметов);
- сигнальной (уведомления об опасности-безопасности, отсылке-получении, готовности-неготовности).

Классическая информационная связь осуществляется:
- при персональном общении;
- посредством технических средств связи (личные радиостанции, телефоны, телефаксы, электронная почта);
- использованием "вслепую" посторонних лиц;
- посредством связников-курьеров;
- путем почтовых отправлений;
- подбрасыванием;
- закладыванием в определенные места (заранее присмотренные тайники, автоматические камеры хранения);
- при моментальных контактах.

Не вызывающая подозрений связь при персональном общении чаще всего реализуется тогда, когда ведущий входит в круг обыденных контактов завербованного (на работе, при выгуле собак, в спортивном клубе). Она может происходить во время визитов к общим знакомым, а также на специально снятых конспиративных квартирах.

Связь с применением телефона бывает как прямая, так и с задействованием промежуточного аппарата, как упрощенная сигнальная, так и загруженная информативная. Всегда следует помнить о возможности прослушивания и при необходимости использовать шифраторы (что, впрочем, настораживает) или периодически сменяемое кодовое общение.

Таким же образом, но с разными защитными уловками эксплуатируют личную радиосвязь ("уоки-токи").

Связь с применением компьютера (электронной почты) должна обязательно осуществляется посредством использования криптографических технологий.

С использованием посторонних лиц (попутчиков, проводников вагонов, приятелей своих знакомых) лучше всего передаются материалы, деньги или письма. Последние должны иметь "контрольки" на вскрывание и содержать информацию, скрытую тем или иным способом.

Общение через связников-курьеров предписывает подтверждение их идентичности (словесные, предметные и жестовые пароли). При нежелательности персонального контакта, связь можно реализовать посредством промежуточного звена (а то и звеньев).

Почтовую корреспонденцию несложно отловить как в месте ее отправления, так и при получении. Противодействовать этому иной раз удается путем отправления писем посторонними людьми (а также в другом городе) и использовании адресов "невинных", но доверенных лиц получателя. В этом случае используют "контрольки" и классические способы (шифр, код, невидимые чернила) сокрытия конкретной информации.

Подбрасывания обычно производят тогда, когда необходимо чтобыадресат не видел отправителя или его посланца. Подбрасывать рекомендуется в почтовый ящик, на рабочий стол, под дверь с последующим звонком, а также в карман личной одежды, т.е. в такое место, откуда эта передача наверняка дойдет до получателя.

При полной нежелательности личных контактов, можно использовать автоматические камеры хранения и разнотипные тайники. В последнем случае находят не бросающееся в глаза укромное местечко (к примеру, батарею в проходном подъезде, бачок в общественном туалете и т.д.) и вкладывают туда, крепя резинкой, липкой лентой либо подвесом, передаваемые материалы. Оберегаясь от возможных неприятностей не следует слишком затягивать период времени между закладыванием и изыманием, а выполнив как то, так и другое - сообщить об этом тем или иным доступным способом (безличным телефонным звонком, отметкой на конкретной точке и т.п.).

Мгновенные контакты реализуются в предметных передачах и совершаются в местах, где маловероятно всеохватывающее наблюдение (в потоке пассажиров в метро, в наполненном автобусе, в центральном универмаге и т.п.). Передают здесь из рук в руки, как бы случайно сблизившись вплотную. Работающими вариантами таких контактов могут служить: "нечаянные встречи" с передачей через рукопожатие, передача в темноте при двух соседних креслах в кинотеатре, рассеянный обмен газетами или похожими пакетами и дипломатами в кафе, на выставке, вокзале или парковой скамейке, роняние предмета, который тут же поднимается с незаметной подменой.

Касательно сигнальной связи можно сказать, что здесь реальны всевозможные формы, зависящие от фантазии конкретных контактеров, а также их возможностей и обстоятельств: рисованный значок в условном месте, почтовая открытка с кодовой подписью или сюжетом, деталь одежды или жест "случайного" прохожего, "ошибочный" звонок по телефону и т.п.

Используемые подобным образом сигналы должны быть совершенно естественными, чтобы не вызывать у окружающих нежелательного удивления.

6.5. Завершение контакта

Как правило приходит тот момент, после которого общение с завербованным уже теряет всякий смысл, а порой даже вредно.

Предел в дальнейшем задействовании агента обычно наступает:
- когда в его услугах больше не нуждаются;
- когда он стал опасен, как свидетель;
- когда вдруг выяснилось, что он ведет "двойную игру" (обманывает или предает), и нет желания использовать этот факт для контригры;
- при консервации, с наметками на будущее.

Первой целью в данных случаях является нейтрализация возможных неприятностей от бывшего агента. То, как этого достичь, определяют исходя из особенностей его личности, позиции по отношению к кураторами уровня реально ощущаемой угрозы.

При "учтивом" прерывании контакта высказывается благодарность и выдается вознаграждение, величина которого не может оскорбить или обидеть человека. Даже когда общение завершается совсем (скажем, ввиду "двойной игры" или обмана), агенту не мешает намекнуть, что это только временная мера, и его "ценные услуги" скорей всего снова понадобятся в дальнейшем.

При "грубом" прерывании контакта используют ближайший подходящий повод и, оказав определенное физическое воздействие, сурово говорят о компромате. Этот вариант хорош лишь для робеющего индивида и явной уверенности в том, что он не причинит непоправимого вреда.

Если агент является опасным свидетелем и нет гарантии, что он будет молчать, задействуют радикальные способы защиты, включающие как физическое устранение объекта (чужими, по возможности, руками или в "случайных" обстоятельствах), так и особые приемы "стирания" его памяти.

ФСБ определилась, как уведомлять Пенсионный фонд РФ о людях, которые негласно сотрудничали со спецслужбами. Приказ об этом подписал глава ФСБ Александр Бортников. После передачи таких сведений в Пенсионный фонд срок сотрудничества гражданина пойдёт в трудовой стаж. Таким образом, негласные сотрудники ФСБ смогут рассчитывать на получение пенсии.

Летом 2015 года в России вступили в силу поправки в основной закон силовиков - "Об оперативно-разыскной деятельности". В статье 18, которая говорит о социальной и правовой защите людей, сотрудничающих с правоохранительными органами на постоянной основе, появился пункт о том, что они теперь имеют право на пенсию. Поправки в законе были, но ФСБ и другие силовики должны были разработать механизм уведомления Пенсионного фонда о своих негласных сотрудниках и информаторах.

По данным Лайфа, несколько дней назад глава ФСБ Александр Бортников подписал приказ о порядке передачи сведений о таких людях. Приказ только что утверждён и в Минюсте.

Итак, если негласный сотрудник хочет, чтобы время сотрудничества со спецслужбами пошло ему в стаж, он должен написать заявление в подразделение ФСБ, с которым он работал. Далее структуры ФСБ должны тщательно проверить и подтвердить личность секретного сотрудника, после чего уже оформить справку о периоде сотрудничества с ним. Эти документы передаются в Пенсионный фонд с полным соблюдением секретности. ФСБ опубликовала образец справки на получение пенсии за негласное сотрудничество.

Да, наконец, после долгих дебатов в правительстве, МВД, ФСБ и другим службам, имеющим право заниматься оперативно-разыскной деятельностью, удалось добиться права секретных сотрудников получать пенсионное обеспечение - как обычные пенсионеры после достижения ими 60-летнего возраста, - рассказывает Лайфу источник в одной из российских спецслужб.

По словам источника Лайфа, последние годы с внештатными сотрудниками заключается договор на сотрудничество, в нём была прописана сумма ежемесячного денежного довольствия "информатора", с которой ФСБ РФ отчисляет взносы в ПФР.

Как говорится в приказе главы ФСБ Александра Бортникова, сотрудники ФСБ будут направлять справку о сотрудничестве социальной службе по запросу от гражданина.

Когда секретному сотруднику исполняется 60 лет, он получает в ФСБ справку, в которой подтверждается, в какой период он работал в спецслужбе как на основном месте занятости и получал ежемесячную заработную плату, - рассказывает собеседник Лайфа из спецслужбы. - С такой справкой он отправляется в Пенсионный фонд, в отдел секретного делопроизводства, где данный документ проверяют, запрашивают подтверждающую информацию из правоохранительной структуры, где была оформлена справка.

Сколько таких людей сотрудничает с ФСБ и другими правоохранительными органами в России, является строго охраняемой гостайной. Но именно с помощью этих людей спецслужбы получают первичную информацию из организаций, компаний, криминальных, коррупционных, экстремистских группировок.

Агенты - это святая святых сыска. Полученная от осведомителя информация очень ценная, поэтому люди, отдавшие годы жизни секретной работе ради борьбы с преступностью, должны иметь и достойную пенсию, - говорит Лайфу один из офицеров МВД. - Это будет хорошим стимулом и для других людей. Без информаторов и добровольных помощников нам не обойтись. Они были в царской охранке, в советской милиции, останутся они и в полиции. Но всегда осведомители получали за свою работу деньги, а вот пенсии - нет. Когда их отправляли в отставку, то чаще всего они просто получали мизерную пенсию в 5-7 тысяч рублей по старости, а не трудовую пенсию.

ФСБ определила порядок уведомления ПФР, теперь это должны сделать МВД и другие правоохранительные органы, - поясняет собеседник Лайфа из МВД.

Практика выплаты пенсии внештатным агентам у зарубежных спецслужб разная. Например, в книге под названием "Нищета в Соединённом Королевстве" (Poverty in the United Kingdom) автор Питер Таунсенд (Peter Townsend) упоминает, что английским осведомителям, которых он называет словом informants, могут выплачивать пенсию. Однако, в каком размере, неясно.

В этом контексте важно понимать, как в разных странах воспринимают таких агентов. В отличие от России, где к ним относятся с негативом, в Европе восприятие информаторов совершенно другое.

Например, в Германии совершенно не зазорно звонить в полицию даже при намёке на готовящееся нарушение общественного порядка, и там у полицейских много общественных помощников, которым они ничего не платят.

Особый подход к добровольным агентам в Израиле. Там решают вопрос об оплате агента в индивидуальном порядке - в зависимости от его вклада в работу спецслужбы и от важности добытых им сведений.

Существует определённая система поощрения этих людей по окончании службы в зависимости от того, в каких обстоятельствах они окажутся. Это может быть единовременная выплата, может быть постоянная помощь. Наконец, это может быть помощь в трудоустройстве или в возможности поселиться в том или ином месте, - рассказал Лайфу бывший глава израильской спецслужбы Натив Яков Кедми. - Есть также крайние меры - попытаться устроить человека в другую страну. Например, перед Шестидневной войной иракский лётчик переправил в Израиль самолёт МиГ-21. Мы позаботились о том, чтобы вывезти его семью из Ирака, и предоставили ему возможность устроиться в Латинской Америке под другим именем вместе с семьёй.

Напомним, что в 2011 году МВД попросило у правительства выделить им для оплаты услуг осведомителей на 2012-2014 годы 280 миллионов рублей. Ведомство поясняло, что стимулирование добровольных помощников деньгами поможет в борьбе с преступностью.

Документы делопроизводства предприятия → Подписка о сотрудничестве (Осведомительство)

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО Я даю настоящее обязательство сотруднику службы безопасности Организации в том, что буду

  • Извещение об открытой подписке на акции акционерного общества

    Учредительные договоры, уставы → Извещение об открытой подписке на акции акционерного общества

    Извещение об открытой подписке на акции акционерного общества (наименование) отечественные и иностранные юридические и физические лица приглаш...

  • Договор о проведении подписки и первичном размещении акций акционерного общества

    Договор оказания услуг, работ → Договор о проведении подписки и первичном размещении акций акционерного общества

    договор № о проведении подписки и первичном размещении акций акционерного общества г. "" 200 г. , именуем в дальнейшем (наименование организации) ...

  • Договор о проведении подписки и первичном размещении акций АО

    Договор оказания услуг, работ → Договор о проведении подписки и первичном размещении акций АО

    договор № о проведении подписки и первичном размещении акций акционерного общества г. "" 200г. инвенстационная компания " ", именуемая в дальнейшем пр...

  • Договор о подписке на акции (приложение к договору на проведение работ по созданию акционерного общества)

    Договор оказания услуг, работ → Договор о подписке на акции (приложение к договору на проведение работ по созданию акционерного общества)

    приложение № 1 к договору на проведение работ по созданию акционерного общества № от "" 200 г. договор № о подписке на акции (наименование акционерного общества) г. "" 200 г. , именуем в дальнейшем (наименование предприятия) ...

  • Договор о творческом сотрудничестве

    Договор о совместной деятельности → Договор о творческом сотрудничестве

    договор о творческом сотрудничестве г. ""20г. (наименование организации) в лице (ф.и.о.), действующего на основании, с одной стороны, и (наименовани...

  • Образец. Проект типового соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве субъектов федерации с зарубежными партнерами

    Договор о совместной деятельности → Образец. Проект типового соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве субъектов федерации с зарубежными партнерами

    проект типового соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве субъектов федерации с зарубежными партнерами соглашение между администрацией (наименование субъекта российской фед...

  • Образец. Проект типового соглашения по приграничному научно-техническому сотрудничеству региональных и местных властей

    Договор о совместной деятельности → Образец. Проект типового соглашения по приграничному научно-техническому сотрудничеству региональных и местных властей

    проект типового соглашения по приграничному научно-техническому сотрудничеству региональных и местных властей администрация (наименование субъекта российской федерации) и администрация, (...

  • Образец. Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности

    Договор о совместной деятельности → Образец. Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности

    Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности № ""20 г. , именуемое в дальнейшем (название организации, предприят...

  • Образец. Проект типового соглашения о приграничном торгово-экономическом сотрудничестве субъектов российской федерации

    Договор о совместной деятельности → Образец. Проект типового соглашения о приграничном торгово-экономическом сотрудничестве субъектов российской федерации

    проект типового соглашения о приграничном торгово-экономическом сотрудничестве субъектов российской федерации соглашение между администрацией (правительством) (название субъекта российской и...

  • Образец. Проект типового соглашения между субъектами федерации и зарубежными партнерами о культурном сотрудничестве

    Договор о совместной деятельности → Образец. Проект типового соглашения между субъектами федерации и зарубежными партнерами о культурном сотрудничестве

    проект типового соглашения между объектами федерации и зарубежными партнерами о культурном сотрудничестве администрация (наименование субъекта федерации) и администрации, (наименование субъекта иностранного государст...

  • Образец. Проект типового соглашения о культурном сотрудничестве между субъектами федерации и приграничными партнерами
  • Лучшие статьи по теме